Арт-терапия с рисованием под музыку и свирель Э. Смеловой: педагогические методы обучения детей группы риска и детей с ОВЗ, способствующие нравственно-эстетическому воспитанию

14 ноября 2019 года на базе школы № 36 состоялся комплексный семинар для учителей художественно-эстетического направления «Основные педагогические методы обучения детей группы риска и детей с ОВЗ, способствующие нравственно-эстетическому воспитанию».

Гостей мероприятия встречала администрация и педагоги школы. Сводный хор обучающихся вместе с директором школы Ольгой Васильевной Филоненко и учителем музыки Екатериной Валерьевной Яниной исполнили прекрасный вокальный номер. Учителя музыки познакомились с системой  работы школы по нравственно-эстетическому образованию детей  группы риска и детей с ОВЗ, а затем разошлись по предметным секциям.

Учителя изобразительного искусства стали гостями студии живописи: они и ученики школы вместе фантазировали и рисовали под классическую музыку. Педагог школы № 36 Алевтина Константиновна Смелкова представила посетителям мастер-класс «Психология цвета. Взгляд одного живописца».

Рисование под музыку – один из приемов арт-терапии, психотерапевтической практики, базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Такой вид самовыражения позволяет человеку перенести вовне внутреннее напряжение, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление. На бумаге можно выразить и оставить собственное психоэмоциональное состояние, навеянное музыкальным произведением.

По окончании мероприятия была сделана мини-выставка учительских и ученических живописно-музыкальных фантазий. Дети с радостью сравнивали сюжеты и цвета, ведь не так часто представляется возможность творить в одной компании с учителями разных школ!

Учителя музыки стали зрителями занятия по внеурочной деятельности с использованием Свирели Э. Смеловой, которое провела Е.В. Янина. В начале занятия ученики сделали занимательную дыхательную и пальчиковую гимнастику, вспомнили правила «общения» со свирелью, а затем исполняли небольшие произведения с постепенным усложнением состава: сначала играли только свирели, затем к ним подключался металлофон, а заключительным номером было общее музицирование класса и учителя музыки на баяне с исполнением частушек. Чувствовалось, что дети прекрасно справляются с заданиями, любят свирель и музыкальные занятия.

Замечательный эмоциональный фон урока подтвердил простоту, доступность и результативность методики Э. Смеловой, а также дал возможность педагогам задуматься над здоровьесберегающими ее функциями. Во-первых, игра на свирели может привлечь даже детей с особенностями в развитии, во-вторых, это активная дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики и координации пальцев.

После внеурочного занятия выступила Маргарита Игоревна Хлад, учитель музыки Центра дополнительного образования детей «Гольяново», руководитель творческой лаборатории «Свирель Э. Смеловой» (Институт художественного образования и культурологии РАО, г. Москва), разработчик методической литературы. Она говорила об удивительных результатах использования свирелей в развитии музыкальных способностей обучающихся: улучшении чистоты интонирования и качества вокального звука, развитии музыкальной памяти и вокального дыхания. О том, что на уроках музыки ребенок может быть творцом, не имея при этом специальных умений и знаний и не посещая профессиональных школ. Современные дети, по словам М.И. Хлад, чрезмерно увлечены интернетом и компьютерными играми, их трудно чем-либо удивить, они часто подвержены «потребительской» философии и не понимают, что предназначение человека – творить.

Доказывая формулу методики Э. Смеловой «Каждый класс – оркестр!», учителя и сами попробовали в работе нежный и выглядящий почти игрушечным пластмассовый инструмент. После первого знакомства, поняв, как держать свирель и использовать «пенечки»-отверстия, педагоги попробовали сыграть маленькую пьеску. А уже через 15 минут старательно исполняли предложенную наставником мелодию на свирелях в компании с колокольчиками и трещотками. Мастер-класс М.И. Хлад показал широкие возможности инструментального музицирования в классно-урочной  системе  и  во внеурочной деятельности со здоровьесберегающим компонентом в  рамках ФГОС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *