Методическая площадка для воспитателей «Развитие эмоциональной лексики у детей с ТНР посредством наглядного моделирования»

19 февраля 2021 г. в МБУ «ЦМиСО» в онлайн-формате в рамках муниципального проекта «Педагогический абонемент» состоялась городская методическая площадка для воспитателей, на которой педагоги МБДОУ «Детский сад № 88» представили опыт работы по теме «Развитие эмоциональной лексики у детей с ТНР посредством наглядного моделирования». Учитель-логопед Кузьмина Екатерина Сергеевна и педагог-психолог Жижелева Людмила Леонидовна рассказали об эффективных методах и приемах развития эмоционально-личностной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи, указали на взаимосвязь и влияние эмоционального состояния ребенка и умения выразить его с помощью слов.

Учитель-логопед Е.С. Кузьмина подробно осветила вопрос поэтапного развития эмоциональной лексики. Рассказала, что сначала проводится работа над лексикой, называющей чувства, переживаемые самим говорящим; синонимическими и антонимическими отношениями; самостоятельными связными высказываниями на основе эмоциональных, чувственных образов. Затем идет процесс формирования эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны. Следующая задача направлена на формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований. На заключительном этапе в речь вводится эмоциональная лексика на основе сюжетно-ролевых игр.
Екатерина Сергеевна рассказала, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Так, например, для определения своего эмоционального состояния, окружающих, героев художественных произведений дети использовали пиктограммы с обозначением эмоций, для описания качеств предмета – условные обозначения-модели, для составления рассказа – схемы и т.д.
Педагог-психолог Л.Л. Жижелева поделилась опытом работы по формированию у воспитанников умения откликаться на явления окружающего мира, понимать и контролировать свои чувства и управлять их проявлениями. Людмила Леонидовна рассказала о «Уголке гнева», «Коврике злости», «Коробочках гнева и раздражения», с помощью которых в приемлемой форме дети могут освободиться от негативных эмоций, снять напряжение. Рекомендовала театрализацию как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, преодоления им робости, застенчивости, неуверенности. В данном случае костюмы героев служат моделью образа персонажей.
Затем она представила игры, с помощью которых можно скорректировать и развить эмоциональную сферу детей и достичь их психологического благополучия.

Далее работа методической площадки продолжилась демонстрацией видеозаписи занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в зоопарк» (с использованием ИКТ). Занятие проводили учитель-логопед и педагог-психолог. Целью занятия является развитие у детей эмоционально-личностной сферы.
В начале занятия педагог-психолог мотивировал детей на деятельность с помощью проблемной ситуации: детям необходимо было узнать испытывают ли чувства дикие животные. Путешествуя по зоопарку, дети определяли чувства животных, обозначали их пиктограммами. С помощью мимики и голоса выражали свое отношение к предмету одним звуком «Ш». Используя модели «большой-маленький» описывали внешность льва и львенка. Затем дети объяснили зайке, что значит выражение «уши развесить». Дети с удовольствием лепили из кинетического песка животных и «оживляли их», прорисовывая эмоции.
Руководитель городского методического объединения воспитателей Панина Г.Н. подвела итоги мероприятия. Присутствующие высоко оценили опыт работы педагогов МБДОУ «Детского сада № 88»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *