
29 января 2025 года в МБОУ «Школа № 75» прошел открытый урок по биологии «Строение и функции ДНК» для учителей школ № 1, 35, 49, 71 в рамках работы муниципального проекта «Межшкольная методическая служба». Урок провел учитель биологии Горюшкин С.В.
На этом уроке учителя выступили в роли учеников. Работали три творческие группы. Сергей Валерьевич в начале урока задал вопрос «А на сколько каждый из нас уникален?» и попросил написать цифры на стикерах. Ответы получились разные: на 20%, на 50%, на 95%. С помощью «метода ящиков» в ходе урока были решены три проблемные задачи. Благодаря открытию Мишера (он открыл нуклеиновые кислоты, ДНК), коллеги определили тему урока, ее цели и задачи. И первой группе посчастливилось повторить опыт Мишера: по истечению 5 минут была получена ДНК банана!
Вторая группа изучала вопрос о тайне жизни, о которой говорили в ходе беседы ученые Уотсон и Крик в пабе «Eagle» в 20 веке. И это – открытие структуры молекулы ДНК и процесс передачи наследственной информации. Это открытие имело огромное значение, так как был расшифрован геном человека!
Третья группа с математической точностью установила, как устроена двуцепочечная молекула ДНК; что в основе ее прочной структуры положен принцип комплементарности, а четыре азотистых основания (аденин, тимин, гуанин и цитозин) всегда строго спарены: А=Т, Г=Ц. И когда происходит раскручивание молекулы ДНК, каждая цепь автоматически удваивается благодаря этому принципу. Именно такая последовательность оснований и определяет геном человека!
Далее была затронута тема «ошибок», которые случаются при удвоении ДНК. Случаются мутации, и они не всегда вредные! Но в реальной жизни это страшные заболевания. И сегодня эти «ошибки» можно исправить. Система редактирования генома, которая позволяет найти в геноме нужный ген, точно разрезать ДНК, заставить клетку поставить другой хороший ген – и все, никаких проблем!
Но есть вопрос этики. Стоит ли отбирать у человека его индивидуальность?
На этапе рефлексии Сергей Валерьевич вернулся к уникальности. Так на сколько же процентов мы уникальны? У всех ныне живущих людей геном совпадает на 99,9 % и только крошечный отрезок будет определять наши различия. И в этом ваша уникальность. Каждый из вас уникален лишь на 0,1%!
Коллеги поблагодарили Сергея Валерьевича за интересный, насыщенный, творческий урок. Самая ёмкая оценка: «Как легко, доступно, четко учитель рассказал о таком сложном».