Начало службы — в начале 90-х годов 20 столетия

Методическая служба 20 века - 1930-1994 годы

История методической службы началась в нашей стране в 30-е годы двадцатого столетия, когда выявилась нехватка квалифицированных учительских кадров в школах. Стали создаваться институты повышения квалификации учителей, методические кабинеты, опорные (базовые) школы для распространения опыта лучших педагогов. Вероятно, и в нашем городе именно тогда начала развиваться методическая работа, но, к сожалению, сведений об этом не сохранилось.

О методической службе города Рязани достоверно можно говорить с 60-х годов прошлого столетия. Тогда работали четыре отдела народного образования в Железнодорожном, Октябрьском, Советском и Московском районах, в которых действовали методические кабинеты, состоящие из двух методистов и заведующего, работалющих со школами. В 70-е годы состав пополнился еще одним методистом.  Методисты, работающие в то время, вспоминают, что тогда они знали особенности каждого образовательного учреждения, всех учителей школ своего района в лицо.

Основным направлением работы кабинетов была методическая поддержка учителей. Методисты часто выходили в школы, присутствовали на уроках, помогали педагогам в грамотной организации своей деятельности. В те годы аттестация педагогов не проводилась, но существовали такие должности, как «старший учитель» и «учитель-методист», для получения которых необходимо было представление методиста.

Уже тогда организуются первые городские методические объединения - учителей русского языка и литературы, математики, физики. Много методической работы велось с начинающими учителями. Методисты проводили и анализировали срезовые контрольные работы в школах, оценивали качество образования, обобщали лучший опыт учителей города.

В 1963 году была организована городская фильмотека, целью которой стало обеспечить образовательный процесс техническими средствами обучения, а также образовательными материалами на магнитных носителях (катушках). Коллектив фильмотеки состоял из заведующего, техников, фильмопроверщиков. В те годы в фильмотеку централизованно поставлялись образовательные фильмы на катушках для киноаппаратов «Украина» и «Радуга». Учителя школ города активно пользовались ресурсами фильмотеки. С 1989 года была введена должность методиста, основной задачей которого стало написание методических рекомендаций по использованию образовательных фильмов на уроках.

В 1986 году начинаются поставки техники в школы: кабинеты  ОИ и ВТ оснащались УКНЦ, Ямахой, БК. В 1992 году в школах города Рязани был запущен пилотный проект на современной тогда технике IBM 286. Три кабинета информатики города были обеспечены 11 компьютерами, которые работали с трехдюймовых дискет, у которых не было даже собственного жесткого диска. 

Это были школы №№ 37, 45 и школа-интернат № 2.

Все эти технические средства просуществуют в школьных кабинетах до начала нового 21 века. О компьютерах вне кабинета информатики в девяностых годах не приходилось даже мечтать. Методическая служба была оснащена печатными машинками и калькуляторами.

В этот момент начинают проходить первые городские олимпиады: по математике, физике, биологии. В 1987 году одним из заданий математической олимпиады была задача по информатике. С 1991 года начнет проводиться отдельная олимпиада по этому предмету. Курировали организацию олимпиад не методисты, а руководители городских методических объединений и учителя-активисты. В 1993 году была предпринята попытка отбора учащихся на городскую олимпиаду: по единым заданиям прошел школьный тур по математике, на городской этап вышли лучшие учащиеся из каждой школы города, единого рейтинга по всем школам города тогда еще не было.

В 80-х годах 20-го века деятельности методических кабинетов расширяется: появляются методисты по дошкольному образованию, начинают издаваться методические брошюры. Своей базы для издания, конечно, не было. Материалы выходили в типографии маленькими тиражами. Опыт лучших учителей освещался в средствах массовой информации, были организованы трансляции открытых уроков. Начинает развиваться сотрудничество с вузами.

Первый конкурс «Учитель года», который прошел в 1989 году в Рязани, не был общегородским, а проводился по районам - Московскому, Железнодорожному, Советскому, Октябрьскому.

В 1991 году районные отделы народного образования были объединены в одно управление образования мэрии города Рязани. В городе начала работать единая муниципальная методическая служба - городской информационно-методический центр (кабинет) развития образования, в котором работали заведующая, методист-администратор, методист-исследователь педтехнологий, организатор информационного обеспечения педпроцессов, методист по комплектованию библиотек, методист-социолог, методист-программист по внедрению информационных технологий обучения, управления образования, методист по оргвидеотехнике, заведующий библиотекой, операторы ЭВМ, секретарь, специалист-программист. Общее количество ставок сотрудников - 35.

За время существования Центра изменялись и названия должностей, и количество ставок - так, одно время существовали должности методистов по обеспечению диагностической деятельности, методиста - координатора деятельности городских методических объединений, творческих групп.

Работа осуществлялась в едином коллективе Центра под руководством заведующей Архиповой Татьяны Васильевны.

Основными формами работы с педагогами в то время были семинары, совещания, а также работа в малых группах. Было сформировано много  творческих групп педагогов по решению различных проблем, например, «Методика работы с одаренными учащимися», «Использование активных форм работы на уроках».