В обычной школьной жизни учителя чаще всего имеют возможность посетить уроки предметников своего же профиля: молодые литераторы учатся у литераторов-стажистов, физики – у физиков. На конкурсах же появляется прекрасный шанс увидеть интересные занятия коллег совершенно других направлений. Так рождаются в будущем уроки проблемные, уроки, связанные с жизнью, уроки междисциплинарные. Хотя все-таки современный урок – это урок не всегда лишь по модной методике, не урок с большим количеством новейшей техники, а те смыслы, которые удается донести от сердца к сердцу.
На конкурсных занятиях в этом году работало не только профессиональное, но и детское жюри. Его участниками стали ученики профильных педагогических классов из школ № 8, 34, 44, 60/61, 63 и 76. Наравне со своими взрослыми коллегами они старательно следили за ходом испытания и делали пометки в специальных бланках, выставляя свои баллы и готовясь к обсуждению всех нюансов с наставником.
А обсуждать будет что.
Начинающие учителя были открытыми, доброжелательными, улыбчивыми, и конечно, все классы сразу настраивались на полезное и позитивное общение. Старшие ребята активно обсуждали задания в группах и высказывали свои любопытные предположения, а ученики начальных классов даже подпрыгивали на местах от энтузиазма, – так им хотелось, чтобы молодой и красивый учитель спросил именно их. Замечательные дети учатся в школе № 34, ведь именно здесь сегодня работали номинации «Молодые учителя» и «Молодые педагоги дополнительного образования».
Учителя использовали технологию критического мышления, технологию сотрудничества, здоровьесберегающие, проблемные, коуч-технологии и др. Широко применялись элементы театрализации, выстраивались метапредметные связи: так, урок литературы был сплавлен воедино с русским языком, изобразительным искусством, краеведением, историей; а урок географии обращался к информатике, истории и биологии.
На математике сегодня дети по ходу урока узнали про первые светофоры в России и в Рязани; урок истории, темой которого был средневековый город, неожиданно перенес всех в Рязань той эпохи; а на уроке про плотность вещества ученики вдруг поняли, что любая наука — это еще и прикладное знание, которое и в жизни не раз пригодится. Костюм инспектора дорожного движения и чудесный мини-светофор, мультфильм про Теремок по-новому, фрагмент старинного фильма «Дубровский», съемки из путешествия Михаила Малахова – был бы интерес на уроке, а вслед за ним обязательно придут знания!
Всегда творчески проходят испытания у педагогов дополнительного образования. Здесь занятие вдруг проводит бабушка БиБаБо, а дети запросто попадают в сказку и вмешиваются в ход сказочной истории, как настоящие супергерои. Например, сегодня чудесным образом был спасен Колобок, а Лиса получила взамен художественный прототип, выполненный в нетрадиционной технике рисования. И Лисы сыты, и Колобки целы!
А еще можно отправиться в путешествие по Англии, узнать, что такое Вестминстер, покататься на красном автобусе и своими глазами увидеть Биг Бен и Темзу. Как такое может быть, ведь мы вроде бы учили новые слова, выполняли дружные командные задания, составляли предложения? А просто нужно уметь творчески погружаться в иностранный язык!
Хореография в обычной школе – целое событие для учеников. Как интересно узнать про координацию, ориентировку в пространстве и отдельную культуру безопасности. Кто бы мог подумать, что все это – преддверие танца! После выполнения хореографических упражнений ученики стали внимательнее относиться к работе с собственным телом и прониклись уважением к новому направлению.
Прощаясь со своими педагогами, дети от души благодарили их за интересные занятия. И это о многом говорит!
Педагоги учреждений дошкольного образования погрузились в сказочную и игровую деятельность. Они тоже знают, как найти ключ к детскому сердцу. Дети сегодня были настоящими спасателями. Они создавали своими руками волшебный цветок для Дюймовочки, а потом случилось чудо: сама Дюймовочка появилась на яркой цветочной поляне и подарила своим помощникам конфеты. Луковому мальчику Чиполлино дошкольники помогли собрать урожай в Лимонной стране, а заодно закрепили знания об основных характеристиках овощей и фруктов. Старшие дети помогали восстанавливать целый город, который накрыла песчаная буря; а пока помогали, узнали кто такие архитекторы и строители. Были проведены занятия по здоровьесбережению и формированию элементарных математических представлений, на которых интересно подобранные игры, упражнения и приемы неизменно держали внимание воспитанников, превращая образовательные часы в удивительное педагогическое действо.
В фокус-группах на мастер-классах наставников активно участвовали молодые педагоги – участники конкурса заочного этапа. Вместе с ведущими участники обсудили, как успешно провести масштабную дистанционную игру, и сами попробовали пройти игру «В стране выученных уроков», а также оценили возможности размещения игр на платформах Сферум, ВКонтакте, Телеграм.
Актуально прозвучала тема мастер-класса о работе с первоклассниками с ОВЗ. На помощь молодым педагогам здесь должны прийти приемы и методические находки, помогающие сформировать правильные фонетические навыки: это и дидактические игры, и методика обучения чтению Н. Зайцева, образные ассоциации, фонетические сказки.
Участники фокус-групп провели профессионально полезный час в обществе наставников, опробовав все приемы и узнав много нового.
Начинающие руководители и заместители руководителей демонстрировали жюри свои видеоролики под общей темой «Почему я выбрал это образовательное учреждение». Управленцы, стаж которых не превышает 3 лет, поделились самыми актуальными для своих учреждений проблемами и способами их решения. Так, например, интересна работа по формированию в школе современной образовательной среды. Много волнений вызывает перестройка школ по цифровому образцу – в этом есть и плюсы, и минусы. Но управленческий оптимизм обязательно поможет справиться со всеми трудностями, ведь в любые времена школа – это одна дружная семья.
Завтра, 29 октября, состоятся уроки второй группы молодых учителей и педагогов детских садов.
