Давно замечено, что в примерно одинаковых условиях, учителя одного предмета с одинаковым образованием и стажем учат по-разному, и от одних и тех же учеников добиваются разных образовательных результатов. У одного учителя ученики быстро получают такие баллы на экзаменах и тестах, которых никогда не получат у другого, а у третьего они могут решать нестандартные, открытые задачи. А у четвертого они выходят творческими людьми… Отчего это зависит сказать сложно: и от личности самого учителя, от его знаний, интересов, от его умений, от способностей учеников и настойчивости их родителей. Кроме того, следует отметить, что результаты образования очень часто бывают отсрочены. Мы не можем оценить их ежесекундно в момент выполнения учащимися какой-либо работы.
В условиях введения ФГОС, который нацелен на обучение детей самостоятельно работать с информацией, изменяются и требования к учителю, умения которого также должны соответствовать стандарту. Изменяются и подходы к повышению профессионализма педагога. Все больше места занимают самообразование и саморазвитие, инициативы учителя в образовании.
В основу инновационной деятельности по альтернативным формам повышения профессионализма педагога положена экспертная оценка. Данный способ не является новым. Однако до этого эксперты оценивали педагога в ходе проведения аттестации. К тому же посещение заместителями руководителей занятий и уроков также можно приравнять к экспертизе деятельности педагога. Но обычно это однократное проведения экспертизы с какими-то рекомендациями. А работал ли педагог по этим рекомендациям, совершенствовал ли свое мастерство и чего он достиг в своем развитии – никто не отслеживал.
В ходе организации деятельности планируется:
- Разработка критериев оценивания деятельности педагога на занятии с точки зрения ФГОС (сентябрь-октябрь 2014 года)
Будут разработаны две группы критериев, которые опираются на разные подходы. С помощью первой группы критериев будут оцениваться компетентности педагогов: предметная, профессиональная, информационно-коммуникационная, коммуникативная, регулятивная. С помощью второй группы будет оцениваться профессиональное мастерство и инициативность педагогов в целом. Данная группа критериев будет включать в себя оценку планирования и подготовки занятия (демонстрация знания содержания преподаваемого предмета (дисциплины) и педагогических методов; демонстрация знаний об учащихся; постановка/формулирование результатов обучения; знание ресурсов и источников; проектирование учебных инструкций; разработка моделей оценивания), учебной среды (создание атмосферы уважения и взаимопонимания; формирование учебной культуры; управление классом; управление поведением учащихся; организация учебного пространства/среды), учебного процесса (коммуникация с учащимися; использование дискуссий и опросов; вовлечение и мотивирование учащихся; использование формирующего оценивания; гибкость и оперативность), профессиональной ответственности (педагогическая рефлексия; участие в профессиональном сообществе; профессиональный рост и развитие; демонстрация профессионализма).
Каждая из групп критериев может быть использована как самостоятельный инструмент для экспертизы деятельности педагога.
- Видеозапись занятий педагогов для проведения оценки и написания рекомендаций (сентябрь – апрель) – по 2 занятия в месяц для каждого педагога.
- Организация работы страницы сайта по поддержке проекта (сентябрь – апрель)
- Оценка занятий и написание рекомендаций (сентябрь-апрель)
- Организационные семинары-совещания:
Вводное (для администрации ОУ и педагогов-участников инновационной деятельности) – 10 сентября 2014 года, 15.00 ЦМиСО.
Промежуточное (для администрации ОУ) – январь-февраль 2015 года – о промежуточных итогах инновационной деятельности.
Заключительное (для администрации ОУ) – апрель 2015 года — о подведении итогов первого года деятельности.