Урок вне классных стен
Из истории
Первые зафиксированные попытки организации обучения вне школьных стен и его теоретического осмысления относятся ещё к концу XIX века. Данной проблемой отхода от формального школьного образования к неформальному (открытому) занимались многие педагоги-практики, например: С. Френе «Новая французская школа», В.А. Сухомлинский «Школа под голубым небом», Л.Н. Толстой «Общие замечания для учителя». Этих педагогов объединяет то, что они говорили об уважении индивидуальности каждого ребенка и свободе детской активности.
Основная тематика получивших позднее распространение разнообразных образовательных программ, в основном концентрировалась на изучении природы и экологии, но при этом никогда не сводилась к обычной экскурсии. Чаще всего участники исследовали местность, изучали явления природы и открывали для себя их закономерности опытным путем — через наблюдение и эксперимент. Так как условия проживания и обучения участников в походе и лесном лагере часто были далеки от комфортных, немаловажным считалось также воспитание волевых качеств, а также предприимчивости, любознательности, умения решать проблемы и преодолевать трудности в одиночку и командой. Процесс обучения c самого начала мало походил на традиционные школьные уроки, скорее, он носил характер образовательной игры (gamization), образовательного квеста (quest) и образовательного приключения (adventure travel). Проблема с «пассивностью в учебе», столь актуальная для традиционного классно-урочного обучения, отпадала сам собой. Привлекательность для детей обучения через игру и самостоятельное действие не подлежала сомнению.
Новый импульс в развитии обучения вне классной комнаты
Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально- экономических условиях. Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира, становление системы отношений школьника с миром и с собой.
Классно-урочная система удобна и проста, она не требует дополнительной энергии и специальных средств организации, хорошо приспособлена для традиционного урока, но никак не для диалога. Временные рамки урока также ограничивают объем учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как правило, 40 минут хватает только на воспроизведение информации и отработку навыков. В этих условиях для продуктивной деятельности учеников времени не остается, не говоря уж об организации анализа и рефлексии. По мнению многих, учителя в такой системе находятся только на нижней ступени пирамиды Блума: только получение знаний и примитивное их применение. Для того чтобы научить ребенка совершать более сложные мыслительные процессы, нужно расширять «урочное пространство» через посещение музеев, выставок, библиотек; встречи с местными мастерами, художниками и поэтами.
С появлением удобных и легких переносных ноутбуков (а также планшетов, смартфонов и других мобильных устройств) возможности мобильного обучения оказались практически безграничными. Оказалось возможным фиксировать и сохранять в удобном виде результаты наблюдений и опытов непосредственно на месте события. Таким образом, понятие среды обучения стало включать в себя не только окружающую природу или музейно-культурные объекты, но было дополнено электронной средой. В этой среде можно делать многое: пополнять фото и видео-коллекции, вести дневники наблюдений, зарисовывать карту, составлять план действий. Если рабочие компьютеры участников объединены в сеть, можно делать записи совместно, дополняя друг друга, обмениваясь комментариями. А при наличии интернета можно получить недостающую информацию об объекте и месте нахождения из глобальной сети, то есть воспользоваться возможностями расширенной реальности (англ. augmented reality). Дополнительные возможности для применения с учебными целями дают мобильный телефон (смартфон) и GPS-навигатор, главное — понять, как можно пользоваться этими новыми инструментами в необычных условиях обучения.
За время существования движения тематика учебных экспедиций существенно расширилась и охватывает широкий спектр: от благоустройства территории и ориентирования на местности до изучения искусства и драмы. Местом организации обучения вне классных стен становился парк, пруд, лес, территория музея или заповедника… Возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самим породить/выработать новое знание, получить опыт, в полном смысле слова — прожить его, а потом переосмыслить произошедшее через участие в групповых обсуждениях — такова, вкратце, суть «обучения вне стен классной комнаты».
Любой выход за пределы класса требует от учителя больших интеллектуальных и творческих затрат. Но эта работа стоит результата. Выход вне класса позволяет детям учиться работать в коллективе, распределять роли между собой, нести ответственность за свои действия.
Выход планируется заранее и состоит из нескольких этапов.
I этап. Работа с информационным текстом об объекте или развитие функциональной грамотности чтения.
Основные типы заданий работы со сплошным текстом по пирамиде Блума.
Уровень1. Знание
Уровень 2. Понимание
Уровень 3. Применение
Уровень 4. Анализ
Уровень 5. Синтез
Уровень 6. Оценка
Также можно организовать перед выходом работу с несплошным текстом, например: картой, фотографиями, картинами, видеороликами и т.д.
II этап. Непосредственно выход к объекту изучения. Сбор материалов для последующего анализа, поиск и описание объекта.
Здесь с учащимися нужно четко проговаривать регламент и правила поведения.
III этап. Оформление результатов. Здесь — полет для творчества. Как учителя, так и учащихся.
Наверное, самое сложное — организовать первый такой урок. Но знайте, что вы не одиноки в образовательном информационном мире и есть еще педагоги, которые разделят с вами ваши сомнения и идеи.
Приказ о составе рабочих групп 2015-2016.pdf