В этом году Форум для учителей физики прошел в стенах РГУ имени С.А. Есенина.
Котыхова Е.В., старший методист МБУ «ЦМиСО», выступила по итогам методической работы в рамках реализации муниципальных проектов и рассказала о перспективах на новый учебный год.
Еремеева К.В., руководитель ГМО учителей физики, провела анализ работы методического объединения учителей физики за 2023/2024 учебный год. Продуктивно прошла работа консалтинговой службы по решению олимпиадных задач различного уровня, были проведены мероприятия, игры для повышения интереса к изучению предмета «физика». Также Кристина Вадимовна, рассказала о целях и задачах, которые планируют реализовать педагоги в рамках работы проекта «Межшкольная методическая служба» в новом учебном году.
Стрючков Ю.Н., учитель физики МБОУ «Школа № 3 «Центр развития образования», рассказал о профильном обучении как средстве дифференциации и индивидуализации обучения; об использовании электронных образовательных платформ на уроках физики; о современных образовательных технологиях; о работе с одаренными детьми, особенностях методики и преимуществах работы в профильных классах.
Михайлова Т.В., учитель физики МБОУ «Школа № 16», поделилась опытом работы по применению регионального компонента на уроках физики. Современными стандартами образования региональный компонент рассматривается, как необходимое условие вариативности образования. Региональный космический компонент на уроках физики может быть реализован с точки зрения образовательного аспекта. Создание сети «Кванториумов» и центров цифрового развития «IT-куб» реализуется в рамках национального проекта «Образование». Данные учреждения дополнительного образования оснащаются самым современным оборудованием и технологиями обучения. Региональный компонент на уроках физики может быть выстроен и с учетом научно-производственного потенциала. Ознакомление школьников с деятельностью «космических» предприятий и научно-исследовательских организаций интересно с точки зрения профориентационной подготовки. Занятия по физике построены с учетом космического наследия Рязанской области. Исторический контекст регионального космического компонента может быть преподнесен через изучение биографий рязанцев-ученых и космонавтов.
Афанасова М.М., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, подготовила для коллег практикум по решению сложных олимпиадных заданий, в который педагоги с удовольствием включились.
Форум для учителей труда (технологии) прошел на базе МБОУ «Школа № 63».
В начале работы форума состоялось онлайн-подключение со спикером ООО «Просвещение-Союз» Панкратьевой М.Е., которая рассказала о нововведениях в преподавании и организации работы учителя в рамках предмета «труд (технология)».
Илюкина Л.В., директор школы, вместе с руководителем Кванториума Приходько А. М., представила гостям технопарк «Кванториум», который начнет функционировать на базе школы с начала учебного года и даст новые возможности по технологической подготовке учащихся.
Задорожко Л.А., руководитель ГМО, проанализировала работу творческих объединений: традиционные практики, 3D-моделирование, черчение и функциональная грамотность. В течение года было проведено много семинаров, занятий, конкурсов, в которых приняли активное участие учителя технологии. Были намечены основные направления работы в этом учебном году.
Родионов А.С., учитель информатики МБОУ «Школа № 72 с УИОУП», рассказал об особенностях преподавания предмета «черчение» в рамках трудового обучения; об интеграции предмета «черчение» в единую федеральную учебную программу по предмету «технология» и об использовании программы «Компас 3D» для создания чертежей и 3D-моделей.
Калабаев К.Е. и Гусев И.В., педагоги МБОУ «Школа № 76 имени Н.Н. Чумаковой», рассказали о новом внеурочном курсе по конструированию и управлению БПЛА. Если раньше БПЛА воспринимались большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, то сейчас ситуация изменилась. Многие из этих аппаратов используются для выполнения серьезных задач: фото- и видеосъемки, доставки небольших грузов, наблюдения и мониторинга различных объектов, процессов и явлений (в том числе наблюдения за труднодоступными объектами). Технологии, лежащие в основе мультикоптеров, развиваются очень быстро и предполагают разработку современных аккумуляторов, навигационного оборудования, бортовых компьютеров.
Секция для учителей начальных классов была организована в МБОУ «Школа № 41» и началась с творческих номеров учеников школы: дети танцевали, читали стихи, подарив участникам секции отличный настрой на работу.
С приветственным словом к педагогам обратился директор школы Зайцев В.В.
Волкова М.С., руководитель ГМО, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 7 «Русская классическая школа», рассказала об особенностях реализации федеральной рабочей программы по предмету «труд (технология)» на уровне начального общего образования. Педагог сравнила старую и новую редакции ФРП, привела примеры изменений, перечислила нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по данному предмету в 2024/2025 учебном году.
В своем выступлении педагоги МБОУ «Школа 55 с УИОУП» Ожерельева С.В., Королькова Ж.И., Давыдова Н.В. познакомили коллег с особенностями организации работы по профессиональному самоопределению на начальной ступени обучения. Ожерельева С.В. доказала актуальность, место и роль данного направления в общешкольной системе профессионального самоопределения. Королькова Ж.И. рассказала о целях и задачах, пояснила формы и методы работы с младшими школьниками. Давыдова Н.В. подробно остановилась на заданиях, играх, упражнениях, активно используемых на уроках разных предметных линий в начальной школе, а также привела примеры мероприятий, проводимых во внеурочной деятельности. В заключение выступления спикеры организовали выполнение интерактивных заданий, наглядно демонстрирующих эффективность данной работы.
Учитель начальных классов школы № 41 Кугушева О.Н. поделилась со своими коллегами опытом работы по изучению истории в начальных классах в рамках изучения предмета «окружающий мир», частью которого теперь является введение в историческое образование. Например, в учебнике А.А. Плешакова в первые три года обучения дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. В 4-м классе дается введение в мировую и российскую историю и основам обществознания. Таким образом, история не осталась за бортом начальной школы. Спикер показала коллегам некоторые этапы урока окружающего мира в четвертом классе «Романовы – царское дело». В мастер-классе участвовали учителя, присутствующие на мероприятии. Им было предложено сделать небольшие доклады о представителях династии Романовых, соотнести историческое событие с его датой, выделить основные особенности правления разных представителей династии Романовых. Оксана Николаевна поделилась с коллегами рабочими листами по данной теме. На этапе рефлексии педагоги выбирали «лучшего» представителя династии Романовых и с удовольствием поучаствовали в историческом диктанте.
По вопросу реализации регионального компонента в рамках цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» выступили учителя МБОУ «Школа № 75» Садовова Т.С. и Шишкина Н.Е. Они рассказали о целях и задачах преподавания «Разговоров о важном», о необходимости активного включения в работу регионального компонента. Кроме того, учителям начальных классов города были представлены материалы по региональному компоненту, разработанные к занятиям.
Учитель начальных классов МБОУ «Школа № 64» Абрамова Т.А. рассказала о реализации программы «Орлята России». Она подробно остановилась на уникальности проекта, направленного на развитие социальной активности школьников младших классов. Участниками программы «Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. Экскурсии, лекции, взаимодействие «Орлят России» и «Движения Первых», интересные треки и лекции, практикумы творческие задания и игры – наполняемость курсов интересна и многогранна. Огромную роль в развитии программы имеет советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Татьяна Александровна считает, что программа «Орлята России» важна в становлении личности учеников начальной школы, она дает широкие возможности для формирования патриотической гражданской позиции и реализации детей в общественной жизни. Свое выступление спикер проиллюстрировала видеороликом о конкурсном выступлении учеников.
На базе ГАУК «Рязанский музыкальный театр» состоялась секция Форума для учителей ИЗО и музыки. Встреча была организована так, чтобы учителя не только познакомились с планом работы на предстоящий учебный год, но и смогли повысить свой уровень знаний и педагогических навыков, окунулись в театральное закулисье, увидели мир искусства со стороны, обычно скрытой от зрителей.
Про условия участия в городских конкурсах и появление новых для педагогов интересных мероприятий рассказала Выборнова И.М., руководитель ГМО, учитель школы № 56.
Муниципальный координатор федерального проекта «Музицирование для всех» Асанова Е.С., учитель школы № 39, выразила надежду на активное сотрудничество педагогов при участии во Втором концерте проекта, который планируется провести в ноябре.
Филина Ю.Г., исполнительный директор творческого центра «Feelin's», напомнила о продолжении проекта «С чего начинается Родина» с пилотным названием «Feelin's и дети», показала новым коллегам, как насыщенно и интересно проходили концерты в прошлом году.
Руководитель пресс-службы театра Бочарова И.В. представила педагогам репертуар самого молодого музыкального театра центрального региона Россиии пригласила посетить новые постановки как самих педагогов, так и их учеников.
Учителя музыки посетили профессиональный хоровой класс дирижера театра С.Я. Кисса. Сергей Яковлевич увлекательно рассказал о театральных музыкальных жанрах, их сходствах и отличиях, месте в современном мире; привел примеры, как можно «вкусно» рассказывать об этом детям. Затем Сергей Яковлевич предложил педагогам спеть произведение для хора и раздал многоголосную партитуру. К окончанию встречи практически готовый хор исполнял «Аленький цветочек», а Сергей Яковлевич дирижировал новыми артистами.
Для учителей изобразительного искусства сотрудники театра приготовили уникальные мастер-классы. Заведующий гримерно-постижерным цехом Земскова А.В. прямо на глазах зрителей «превращала» молодого артиста в лешего – косматого, но от этого не менее симпатичного. Она показала, чем отличается грим от обычной косметики, объяснила, как и почему работает гример даже в процессе спектакля. Прямо на модели была продемонстрирована работа постижера (клеились усы, борода, надевался парик) и работа гримера (как по эскизу художника создается реальный образ).
Заведующий реквизиторско-бутафорским цехом Чиркова Л.В. удивляла практически настоящей стерлядью на блюде, мечами-кладенцами, волшебными фонариками, мягкими, «свежевыпеченными» пирожками: умелые руки мастеров музыкального театра создают свои шедевры не только из традиционных уже материалов, но и из пенополиуретана, EVA-пены и т. п. Сколько идей сразу появилось у учителей, работающих с декоративно-прикладным разделом программы!
Художник-модельер театрального костюма Лифанова А.В. приоткрыла завесу тайны и показала своим гостям костюмы, которые будут задействованы в рамках проведения Форума древних городов. Костюм княгини из «Сказания о любви» получился необыкновенно нежным и сказочным: для его изготовления использовались шифон и кружево. Как сообщила модельер, обязательно изучается и учитывается эпоха, в которой живут персонажи, но уникальность костюму всегда придает индивидуальная атмосфера спектакля и личность мастера. Сначала делаются наброски в карандаше, согласуются с режиссером (ведь образ должен совпасть с идеей), потом работа пошивочного цеха, примерки, дополнительные детали… Работа кропотливая и тоже сказочная, под стать творениям Анны Валерьевны!
Сотрудникам театра было задано множество вопросов: как они пришли в профессию? общаются ли с коллегами на мероприятиях, чтобы обогатить свой опыт? много ли читают, чтобы хорошо ориентироваться в эпохах и событиях? Завязалось интересное и душевное общение, в результате которого педагоги покидали гостеприимный музыкальный театр с отличным настроением и положительными эмоциями. Учителя музыки и изобразительного искусства являются организаторами творческих мероприятий школы и помогают в постановках школьных театров, и все увиденное сегодня обязательно поможет им практически, а еще прозвучит в интересных разговорах с детьми и обогатит личный опыт.
Секция для учителей русского языка и литературы состоялась на базе МБОУ «Лицей № 52».
В начале секции всех присутствующих приветствовала директор лицея Гаврюнина Е.В.
Работу секции открыла методист МБУ «ЦМиСО» Платова О.В., представившая слушателям перспективные направления работы методической службы города и реализуемые федеральные, региональные и муниципальные проекты.
Анализ работы городского методического объединения учителей русского языка и литературы за 2023/2024 учебный год озвучила руководитель, учитель МБОУ «Школа № 65» Суворкина Е.Н. Педагог рассказала о планируемых мероприятиях предстоящего учебного года, подробно остановилась на презентации проектов «Я поведу тебя в музей», «Это непростое простое предложение», «Подготовка к итоговому сочинению». Елена Николаевна передала благодарственные письма от МБУ «ЦМиСО» наиболее отличившимся в течение учебного года педагогам.
Обзор произведений современных отечественных писателей в рамках РП учебного курса «Литература» для обучающихся 5–9 классов подготовила Масайло Е.В., учитель школы № 73. Вместе с участниками секции педагог попыталась определить, произведения каких современных отечественных писателей можно изучать на уроках в среднем звене, какие можно рекомендовать для самостоятельного чтения. А также попробовала сформулировать критерии отбора произведений современных писателей в школе для того, чтобы литература как учебный предмет достигла целей, обозначенных в программе. В рамках выступления педагоги города смогли познакомиться с музыкально-художественной композицией, посвященной роману А. Фадеева «Молодая гвардия».
Следующий блок работы секции был посвящен вопросам интеграции школы и музея. Перспективы такого взаимодействия проанализировала заведующий экскурсионно-массовым отделом Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина Храмчихина Е.В., рассмотревшая актуальные возможности музея как средства воспитания и образования в рамках реализации федеральной программы воспитания.
Практический опыт музейной педагогики представили педагоги МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова». Коряшкина В.В. показала элементы иммерсивного урока русского языка по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи». Добедина Н.В. поделилась наработками использования материалов музея академика И.И. Срезневского.
В МБОУ «Лицей № 52» состоялась секция учителей иностранных языков.
Открыла работу секции Платова О.В., методист отдела сопровождения образования МБУ «ЦМиСО». Она рассказала о реализации муниципальных методических проектов в системе образования города Рязани.
Куджиева О.А., руководитель ГМО, учитель МБОУ «Школа № 67», проанализировала работу методического объединения за 2023/2024 год, рассказала о планах и перспективах работы предметной лаборатории «Исследовательская деятельность в практике изучения иностранных языков».
Доцент кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук РГУ им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук Сомова С.В. выступила с сообщением «Планирование урока-экскурсии», в котором раскрыла преимущества этой формы проведения урока, а также особенности планирования и этапы организации и подготовки к экскурсии на иностранном языке. Ее содокладчиком выступила студентка 5 курса Мартынова С.М., которая является экскурсоводом салона «Аромат времени». Софья продемонстрировала фрагмент экскурсии на английском языке для знакомства с историей индустрии красоты. Практические рекомендации и примеры помогут учителям в подготовке такого необычного урока.
Алексеева А.И., учитель МАОУ «Школа № 47», рассказала о важности формирования культурных традиций у современных школьников. Деревянное зодчество – это элемент культурного и исторического наследия. Оно воздействует на эмоциональную сферу учащихся, формирует чувство сопричастности к истории и культурным традициям страны. Учитель предложила поучаствовать в виртуальном музейном уроке по теме «Деревянные кружева». Урок прошел в историческом пространстве старинного русского города Томска. Эффективность урока основывалась на разнообразных методах и приемах работы: интерактивном взаимодействии, презентации «экспонатов», заполнении маршрутных листов.
После выступления «Арт-медиация – современный формат проведения урока иностранного языка» Глазковой О.М., учителя МБОУ «Многопрофильная школа № 17 им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», все присутствующие стали знатоками искусства, в особенности абстракционизма и сюрреализма, сами на несколько минут стали художниками, а также узнали, как сделать любой урок интересным с помощью живописи. Степанова С.В. и Кротова Е.С. поделились идеями проведения урока английского языка в школьном музее.
В МБОУ «Школа № 58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова Сергея Николаевича» состоялась секция психологов и социальных педагогов «Современные психолого-педагогические технологии в деятельности специалистов социально-психологической службы».
На пленарном заседании выступила Вознесенская И.Н., директор МБУ «ЦППМСП», рассказав о компетентности психологов и социальных педагогов в рамках профессиональной позиции «к целеполаганию и выбору технологии деятельности».
Далее участники разделились, посетив несколько секций: «Игра – это просто?» (Кесслер Е.В., Боронникова Л.А., педагоги-психологи ЦППМСП); «Ориентир на всех или на каждого?» (Ухалова Н.Г., заместитель директора, Клопкова Ю.В., педагог-психолог ЦППМСП); «Здоровым быть! Или не быть?..» (Спиркина И.Б., Кузнецова С.В., педагоги-психологи ЦППМСП); «В основе монолог или диалог?» (Малая М.А., социальный педагог, Дмитриева А.В., педагог-психолог ЦППМСП).
В завершение работы площадки выступили Вознесенская И.Н., директор ЦППМСП, рассказав об укреплении психологической безопасности образовательной среды и технологиях для эффективной психолого-педагогической работы, и Ухалова Н.Г., заместитель директора ЦППМСП – о развитии профессиональной компетентности в 2024/2025 учебном году, традиционных и новых возможностях для специалистов первичного звена социально-психологической службы.
Завтрашний день станет завершающим для Форума. Но общение коллег, интересные мероприятия, обмен опытом не закончатся никогда. Надеемся, что в наступающем учебном году к мероприятиям муниципальной системы образования подключится еще больше участников.