СУПЕРФИНАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ «УЧИТЕЛЬ ГОДА», «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА» И «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»

Сегодня все участники конкурсных испытаний – уже лауреаты. Они представили жюри и гостям свои лучшие мастер-классы и приняли участие в итоговом блиц-турнире.

Мастер-классы педагогов дошкольного образования коснулись тем воспитания гражданственности и патриотизма, профориентации, методической ценности подвижных игр, нетрадиционных форматов работы с детьми дошкольного возраста.

Конкурсанты принесли образцы своего уникального инструментария: целую мультстудию, альбом «Родные рисунки», подвижную игру «Верная дорога», миллион дидактических игр; разгадывали тайны забытых и современных слов, научили зрителей работать с конструктором «Клубного часа» и даже успели за время мастер-класса создать настоящий мультфильм под названием «Воспитатель года-2025»!

Учителя школ поделились приемами и методами, которые используют в своей учебной и воспитательной деятельности. Интерес и мотивация – вот главные темы дня.

Так, была поднята актуальная проблема восприятия информации и пути ее решения, которые можно избрать на уроках любого иностранного языка, а не только китайского. Чтобы прививать любовь к чтению и анализу литературных произведений, можно освоить технологию «сторисек»: фокус-группы на себе опробовали все приемы конкурсанта и провели интересные рабочие минуты. Заинтересовать математикой и превратить ее из сухого предмета в увлекательный эксперимент призывал учитель математики; ведь число Пи полезнее вычислить самим, а площадь круга интереснее получить собственными руками, пользуясь всего лишь ножницами и цветной бумагой. Физика – это вообще уникальный предмет, который является полем для экспериментальной деятельности, особенно если педагог сам настроен на увлекательный учебный процесс. Физическая культура заиграет новыми красками, если добавить в нее подвижные игры: старинные, советские, пришедшие к нам от других народов и исконно русские – лишь бы дети хотели двигаться и развиваться. Учитель английского языка объединил вербальное с невербальным и при помощи мнемотехники научил сложное делать простым.

Педагоги дополнительного образования наглядно показали свою практическую работу. Зрители в зале на время стали участниками шумового оркестра: маракасы из пластмассовых ложек, стаканчики с водой и трубочками для коктейля, листы бумаги, ведра с водой и продырявленные пластмассовые стаканчики – игровая технология помогла взрослым раскрепоститься и самим почувствовать, что музыка повсюду. Новыми для многих стали методические приемы для детей с нарушениями слуха, зрения и с легкой умственной отсталостью: наглядность, тактильные модели, визуализация, эмоциональное вовлечение.

Классные руководители посвятили свои мастер-классы теме помощи бойцам СВО: собирали посылки с душистым чаем и письмами, создавали обереги, символизирующие жизненную силу, пели песни военных лет.

Актуальным стало выступление о работе в рамках муниципального проекта «Урок вне школьных стен», на котором фокус-группа смогла подготовить и провести виртуальную экскурсию для туристов по площади Победы.

В конкурсах впервые на муниципальном этапе состоялось испытание «Блиц-турнир». Данный формат проверяет способность участников к конструктивному диалогу со своими коллегами. Все конкурсанты получили домашнее задание: придумать вопросы своим «конкурентам» в рамках определенных тем Стратегии развития образования до 2040 года. Стратегия, в обсуждении которой совсем недавно участвовали и представители педагогической общественности нашего города, должна учитывать современные вызовы: стремительное изменение рынка труда, демографические вопросы, необходимость обеспечения научно-технологического и производственного суверенитета, масштабная цифровизация всех сфер жизни, др.

Свои таланты ведения диалога с коллегами конкурсантам помогали раскрывать наши самые подкованные модераторы: В.О. Бутрин, директор гимназии № 5; Н.Н. Лачина, заместитель директора школы № 40; Н.Н. Шичкина, старший методист МБУ «ЦМиСО».

Лауреаты конкурса «Воспитатель года» обсудили развитие системы кадрового обеспечения сферы дошкольного образования. Были заданы вопросы о том, как поддержать молодых педагогов в ДОУ, какие ресурсы задействовать в этом направлении. Затронули тему переквалификации опытных педагогов, обязательного непрерывного образования и самосовершенствования на протяжении всего педагогического пути. Был поднят вопрос о материальной поддержке педагогов и пересмотре системы оплаты труда, а также необходимости поднятия престижа профессии педагога.

В рамках направления «Демографическая яма» были вопросы о том, что вообще обозначает это понятие и как его можно охарактеризовать. Педагогами был озвучен вопрос «отложенного» родительства и инфантилизм отдельных категорий молодежи. Выход нашли в пропаганде увеличения рождаемости при просветительской деятельности с родителями и работе с детьми по популяризации крепких семей с несколькими детьми.

В рамках направления «Цифровой скачок и масштабная цифровизация жизни» обсуждали, нужно ли разрешать детям гаджеты или стараться всячески их ограничивать; как работать в этом направлении с родителями.

Особый интерес вызвала тема о потребностях семьи и возможностях дошкольного образования. Педагоги предположили, что родителям, у которых график работы ненормированный, были бы интересны предложения детского сада по организации групп кратковременного пребывания и полного дня. Отдельно был поднят вопрос о бесшовном образовании, которое подразумевает единство подходов и преемственность между детским садом и школой. Не единожды участники конкурса напомнили о любви к детям как обязательном качестве педагога, работающего в образовании, и необходимости поддерживать доверительные отношения с родителями воспитанников. Одной из участниц конкурса было предложено рассмотреть репродукцию картины Альберта Самуэля Анкера «Детский сад» (1850 г.) и назвать отличия от современного детского сада, что вызвало живую дискуссию и оживление.

На повестке дня у учителей были направления, связанные с необходимостью обеспечения технологического лидерства и актуальности знаний выпускников, стремительным развитием искусственного интеллекта, повышением престижа педагогической профессии и отсутствием резерва педагогических кадров, работой с детьми с особыми образовательными потребностями. Конкурсанты задавали друг другу сложные, обширные и требующие размышления вопросы. Что вообще такое «ценностная война»? Какими могут быть меры улучшения образования в отдаленных уголках страны? Какие риски связаны с использованием искусственного интеллекта и как их минимизировать? Как наладить многочисленное профильное партнерство в современных условиях?

Педагоги дополнительного образования и классные руководители обсуждали ценностно-смысловой разрыв между поколениями воспитателей и воспитуемых, воспитательную работу в учреждениях. Особую тревогу вызывает преобладание и популярность иностранного контента, а поэтому необходимо продвигать и защищать традиционные российские духовно-нравственные ценности в рамках проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества. Педагоги отметили важность патриотического воспитания, традиций семьи, гражданской ответственности за свою семью и Родину; представили мероприятия из опыта работы. Соотносятся ли современное понятие «тренд» и ценность? Как тренды влияют на формирование ценностей? Конкурсантам было о чем призадуматься.

Последнее конкурсное испытание суперфинала выполнено на пять с плюсом. Конструктивные предложения наших педагогов достойны того, чтобы их учли при разработке системы образования будущего!

А теперь – время для осмысления своего участия, самоанализа и отдыха.

Церемония награждения по итогам муниципальных конкурсов состоится 14 февраля во Дворце детского творчества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *