Новости

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»

Продолжается прием заявок на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»

Уважаемые педагоги из детских садов, школ и учреждений дополнительного образования города Рязани!
Напоминаем вам, что до 16 сентября 2024 года можно подать заявку на муниципальный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».
В муниципальном конкурсе шесть номинаций:
– молодые учителя;
– молодые педагоги разных специальностей из детских садов (воспитатели, логопеды, дефектологи, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители);
– молодые педагоги-психологи;
– молодые педагоги дополнительного образования;
– начинающие руководители или заместители руководителей ОУ, ДОУ и УДО;
– педагоги-наставники со стажем от 7 лет.
Молодые педагоги предоставляют на заочный этап видеозапись своего учебного занятия, начинающие руководители – видеозапись выступления в стиле TED, наставники – видеозапись выступления TED плюс разработку мастер-класса.
Полная информация об условиях участия в конкурсе и контакты организатора находятся у администрации вашего учебного учреждения.
Ждем молодых педагогов, руководителей и опытных наставников на конкурсе!

С Днем знаний!

Уважаемые коллеги!

Поздравляем вас с Днем знаний!

С новыми силами, множеством идей, вдохновением и мечтами покорить вершины профессионального мастерства переступаете вы пороги родных школ. Перед вами – волнующееся море белых бантов, ярких букетов, нарядных платьев и строгих костюмов. Скоро это море, разделившись на ручейки, войдет в берега своих классов.

Каждый ученик ждет открытий, у каждого впереди неизведанные дали. И вместе вы снова пройдете тот путь, который, оставаясь привычным, никогда не станет скучным и однообразным.

Желаем вам здоровья, отличного настроения, всего самого наилучшего на весь новый учебный год!!!

Коллектив МБУ «ЦМиСО»

Форум управленческих команд. День четвертый.

Сессия управленческих команд учреждений дополнительного образования «Роль и место дополнительного образования в едином образовательном пространстве» прошла в МАУДО «РГДДТ».

В начале пленарного заседания всех собравшихся приветствовала Белоусова Л.А., начальник отдела МПиДО управления образования и молодежной политики.

О приоритетных направлениях развития сферы дополнительного образования рассказала Решетникова Е.В., руководитель регионального модельного центра дополнительного образования Рязанской области. Это работа с родителями, работа в «Навигаторе», создание единого образовательного пространства в шаговой доступности. 83,3% – столько детей и молодежи охвачены дополнительным образованием в этом году. Важным направлением становится работа с детьми с ОВЗ и с инвалидностью, создание условий такой работы. Развитие туризма, экология, цифровизация, инженерное направление – основные направления работы. Для развития кадрового потенциала и профориентационного компонента совершенствуются и курсы, мастер-классы,  стажировки.

Молостов Н.З., директор МБУДО «ДЮЦ «Звезда» говорил о патриотическом воспитании: о региональном компоненте, программах военно-прикладной направленности, Посте № 1. Также Николай Захарович подробно остановился на подготовке мероприятий в ходе реализации всех направлений и приуроченных к грядущему празднованию 80-летия Великой Победы.
Центр активно участвует в федеральных, региональных конкурсах и соревнованиях
Проведена цифровизация книги памяти: 33 тыс. фамилий
города Рязани оцифровано. Вся работа продолжится, все направления получат свое развитие.

Опыт деятельности муниципального штаба #МЫВМЕСТЕ по оказанию помощи мобилизованным, военнослужащим и членам их семей представил Пинигин Ю.М., педагог-организатор МБУДО «ЦДТ «Феникс». Оказывается существенная поддержка семьям и военным, посылки, письма, адресная помощь. Волонтеры всех возрастов принимают участие в сборе гуманитарной помощи, адресных посылок. На фестивале креативных индустрий помогали собрать детей в школы в новых регионах, Курской и Белгородской области.

 Каргальцев К.Б., директор МБУДО «ЦДТ «Октябрьский», рассказал об особом внимании детям, находящимся с трудной жизненной ситуации. Разработанная система направлена на вовлечение в профилактическую работу всех участников образовательного процесса и предполагает как первичную профилактику со всеми учащимися, так и работу с детьми «группы риска». Педагогическим коллективом разработаны и реализуются общеобразовательные программы «Финансовая грамотность», «Креатив», «Мастерство вожатого», учережденческие образовательные компоненты «Школа функциональной грамотности» и «Профилактика девиантного поведения учащихся». Одним из приоритетных направлений профилактической работыо стается информационно-методическое обеспечение детей, родителей и педагогов.

Секция «Социально-гуманитарная направленность».

Грибов С.А., заместитель директора МБОУ «Школа № 63», рассказал о допобразовании в школе, представил коллегам победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» Коршун Д.А. и предложил вниманию собравшихся отрывок из спектакля «Детки в клетке» по рассказу В. Железникова «Чучело» – лауреата конкурса «ПерпетуумМобиле».

Ягмур О.Л., методист МБУ ДО «МУЦ», в рамках темы выступления «Профориентация как искусство» отметила, что каждый учащийся на занятии «играет» в профессию, «вживается» в роль специалиста конкретного профиля. Педагог также примеряет на себя роль и актера, и режиссера, т. к. каждое занятие – это двухчасовой спектакль, где в начале выступает педагог с теоретической частью либо мастер-классом, а зрителями являются учащиеся. К середине занятия, когда наступает практическая часть, роли меняются. «Сценарий» каждого занятия составляется таким образом, что более 60% занятия – практика, связанная с потенциально будущей профессией.

Гуськова Н.В. и Стрелкова Е.В., педагоги допобразования МБУДО «ЦДТ «Южный», представили участникам краткосрочную программу для дошкольников «Всезнайкино», которая представляет собой образовательно-развлекательный интенсив для детей 6-7-летнего возраста, оставшихся в городе в период летних каникул. Затронули содержание образовательного курса, поделились своими наработками для этой программы. Представили зрителям короткий видеоролик о программе. Завершили выступление интерактивной игрой (театр-экспромт).

Секция «Техническая направленность».

Маслов О.А., педагог допобразования МБУДО «ГСЮТ», работает над реализацией программы по Scratch-программированию. Российская IT-индустрия переживает бурный рост, эта сфера стала одним из популярных направлений. Программа по Scratch-программированию знакомит учащихся с основами  программирования в среде Scratch. Возрастная категория – 9–17 лет. Инициаторами создания этой программы были сами дети. Программа нацелена на развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления, познавательных интересов, цифровых компетенций и раннюю профориентацию: занятия помогают учащимся ориентироваться в мире профессий,  связанных с компьютерными технологиями и программированием. Дополнительное образование позволяет оперативно отвечать на запросы общества.

Антипова О.В., заместитель директора МБОУ «Школа № 60/61», рассказала о реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в городе Рязани и Рязанской области, об открытии центров «Точка роста» и детских технопарков «Кванториум» на базе школ, о целях и задачах школьных Кванториумов в системе дополнительного образования. Подробнее спикер остановилась на реализации дополнительных программ естественно-научной и технической направленностей в школьном Кванториуме «Союз» на базе своей школы.

LEGO-конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении – тема выступления Шепельской О.Б., заместителя заведующего по ВМР МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 27». Для подготовки высококлассных специалистов в области инженерии, информационных технологий, программирования обозначенную проблему необходимо начинать решать уже в детском саду. По заявленной теме выступления ЦРР работает с 2014 года. В 2021 году была подана заявка на участие в апробации парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота. Растим будущих инженеров». ЦРР был присвоен статус сетевой инновационной площадки по данной теме. Срок реализации проекта 29.03.2021 г. – 30.06.2026 г. ЦРР активно работает с детьми по внедрению этого направления, используя одно из современных средств обучения основам алгоритмизации и программирования «ПиктоМир», что позволяет «собрать» из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным исполнителем-роботом.

Секция «Военно-патриотическая направленность».

Богомолова Л.В., педагог-организатор, руководитель музея Боевой Славы МБУДО «ЦДТ «Приокский», представила боевой путь маршала С.С. Бирюзова в годы Великой Отечественной войны, познакомила с мероприятиями, посвященными участию Бирюзова в военных операциях. Эти мероприятия разнообразны по форме проведения: игровые программы, электронный журнал, выставка одного экспоната, акции. Каждая встреча с посетителями музея носит интерактивный характер. Работа музея в этом учебном году направлена на подготовку новых форматов встреч с посетителями музея и посвящена 80 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Кузьмина М.А., Арутюнян А.В., педагоги МБДОУ «Детский сад № 17», рассказали об интерактивных технологиях как механизме патриотического воспитания в детском саду, представив инновационные подходы и эффективные формы работы, провели игры на сплочение коллектива, представили авторское дидактическое пособие «Патриограф», разъяснили, как с ним работать. Поделились опытом работы по использованию инновационного приема «Интерактивное голосование» в работе с детьми и родителями для создания увлекательных и насыщенных занятий.

 Об организации системы военно-патриотического воспитания в образовательной организации подробно рассказали Дындикова Е.В., заместитель директора, и преподаватель-организатор ОБЗР Сиротин А.И. МБОУ «Школа  № 58».  Они представили работу школьного музея «Боевой славы 6 роты РВВДКУ»,
на базе которого более 30 лет реализуется программа воспитания «Кадетское десантное братство», по которой обучаются кадеты специализированных классов. С 2020 года в системе военно-патриотического воспитания успешно осуществляет свою деятельность школьный патриотический музейный историко-литературный литературный Театр «Живая Память». Спикеры выразили благодарность родителям кадетов, активистов музея и актеров театра за содействие в этой деятельности.

Сессия управленческих команд общеобразовательных учреждений «ПРОФМИНИМУМ: новые задачи и новые возможности» была организована МБОУ «Школа № 76 имени Н.Н. Чумаковой». Ее организовал Центр опережающей профессиональной подготовки Рязанской области для заместителей руководителей общеобразовательных учреждений, ответственных за профориентационную работу.

Это мероприятие завершило работу Форума управленческих команд – 2024. Наш традиционный Август заканчивается, открывая дорогу новым интересным событиям!

Форум педагогических команд. День Четвертый.

Секция для учителей-логопедов, учителей-дефектологов образовательных учреждений, заместителей заведующих ДОО в формате конференции с использованием платформы Mirapolis была организована в МБУ «ЦМиСО».

Модератором выступила Шишканова Н.А., заведующий МБУ «ПМПК». Она приветствовала спикеров и всех, кто подключился к мероприятию онлайн.

Выступления секции были посвящены обеспечению психологической безопасности личности ребенка в образовательном пространстве.

Итоги работы учителей-логопедов, учителей-дефектологов образовательных организаций города Рязани в 2023/2024 учебный год подвели  Гуркина Н.И., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 38»; Фирсова И.Н., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66»; Судницына Н.В., учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 123»; Газизова О.Ю., учитель-логопед МБОУ «Школа № 57»;  Маркова К.Н., начальник отдела социальной реабилитации и абилитации, учитель-дефектолог  ГБУ РО «Центр социального развития».

Об основных направлениях работы методических объединений учителей-логопедов, учителей-дефектологов ОО на 2024/2025 учебный год рассказала Архипова Т.А., заместитель заведующего по НМР МБУ «ПМПК».

Основные направления работы методического объединения заместителей заведующих ДОУ на 2024/2025 учебный год наметила Пронина О.В.,  координатор методического объединения заместителей заведующих ДОО, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад № 25».

Секция  школьных библиотекарей состоялась в Рязанской областной детской библиотеке.

Школьные библиотекари обсудили краеведческую работу в школьных библиотеках города.

Руководитель ГМО Фроликова У.В. представила инновационные формы массовой работы в школьной библиотеке. Была затронута тема проектов, посвященных краеведческой тематике.

Яровова Ю.В. заведующая библиотекой № 57 рассказала о поисково-исследовательской деятельности в школьной библиотеке. Также была затронута тема взаимосвязи школьного музея и библиотеки.

Владюк И.В.,  педагог-библиотекарь МАОУ «Лицей № 4» продемонстрировала приемы и способы организации книжных выставок в школьной библиотеке, посвященных Дню Победы.

Главный библиограф Рязанской областной детской библиотеки Иванова-Пальмова рассказала о краеведческом направлении в работе библиотеки и поделилась планами на 2024/2025 учебный год.

В ФГБУК «РИАМЗ» прошла секция учителей географии.

Работу секции открыла Платова О.В., методист МБУ «ЦМиСО», рассказав о реализации методических проектов и перспективах работы городского методического объединения в новом учебном году.

Секция продолжилась выступлением Дагаргулии А.Ш., руководителя ГМО, заместителя директора, учителя географии школы № 37. Она подвела итоги работы ГМО учителей географии за 2023/2024 учебный год, представила проекты, участниками которых в предстоящем учебном году смогут стать учителя-предметники.

Бирюкова Е.В., доцент кафедры географии, экологии и туризма РГУ имени С.А. Есенина, кандидат географических наук, познакомила педагогов с направлениями работы РГУ им. С.А. Есенина, нацеленными  на профориентацию учеников школ города. Елена Вадимовна не только ознакомила слушателей с общей информацией об особенностях поступления, но и подробно рассказала о направлениях подготовки Института естественных наук, рассказала педагогам об особенностях акции «Студент на один день», отметив возможность пригласить преподавателей ИЕН на профориентационные мероприятия и классные часы. Спикер рекомендовала педагогам города посетить с учащимися традиционные Дни открытых дверей ИЕН и музей РГУ.

Учитель географии МБОУ «Школа № 44» Москалева Е.В. в своем выступлении «Ночь в музее» проанализировала опыт взаимодействия школы и музея в организации педагогической деятельности. Педагог рассмотрела как опыт взаимодействия с музеями Санкт-Петербурга, Москвы, Коломны и других городов, так и опыт сотрудничества школы и музея в Великобритании, США и ряде других стран.

Нехаева Е.А., учитель географии МБОУ ««Школа № 39 «Центр физико-математического образования», в своем выступлении обратилась к географии родного края. Спикер рассказала о своем семейном проекте «Путешествие выходного дня» и о возможности использования его материалов как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности, на классных часах. В завершении своего выступления спикер познакомила учителей географии с новым творческим проектом и пригласила коллег принять в нем активное участие.

По окончании пленарного заседания сотрудники РИАМЗ провели обзорную экскурсию по экспозиции «Среда обитания».

Форум для учителей химии и биологии прошел на базе МБОУ «Школа № 51 «Центр образования». Педагогов приветствовала директор школы Нерода О.В. и пожелала коллегам успешного учебного года и плодотворной работы.

Котыхова Е.В., старший методист МБУ «ЦМиСО», выступила по итогам методической работы в рамках реализации муниципальных проектов и рассказала о перспективах предстоящей работы.

Горбунова Н.А., руководитель ГМО, представила результаты работы объединения за прошлый год и рассказала о планах рамках проекта «Межшкольная методическая служба». Спикер предложила учителям собрать «чемоданчик» с самым необходимым в путь по новому учебному году: участники перешли по предложенному QR-коду и смогли выбрать необходимые позиции. Вышел объединенный список, куда, в том числе, вошли позитив и терпение, опыт, знания, оптимизм, хороший настрой, мудрость и, что самое ценное, – наша дружба! С таким «чемоданчиком» нестрашно отправиться в любое путешествие.

Поротикова Н.В. и Фролова Е.В., педагоги МБОУ «Школа № 55 с углубленным изучением отдельных учебных предметов», рассказали об особенностях реализации ФОП ООО в классах с углубленным изучением химии и биологии в школе.

Стуколкина Г.А., учитель биологии МБОУ «Школа № 3 «Центр развития образования», выступила по теме «Особенности углубленного изучения биологии в соответствии с ФГОС СОО». Для достижения комплекса планируемых результатов в ЦРО разработана и активно используется собственная система методических и дидактические ресурсов, в том числе информационных, выстраиваются межпредметные связи со смежными дисциплинами через использование интегрированного обучения, на уроках используются активные и интерактивные формы работы, осуществляется взаимодействие с учреждениями профессионального образования.

Барнаковский Н.А., учитель химии МБОУ «Школа № 3 «Центр развития образования», рассказал о реализации регионального компонента на уроках естественно-научного направления. Под региональным компонентом понимается систематическое и последовательное включение в образовательный курс предмета местного материала. В ЦРО региональный компонент плавно вплетен в образовательный процесс, в ходе которого учащиеся знакомятся и изучают традиции, природу и экономику родного края. Приемы и методы, используемые педагогами на уроках и внеурочных занятиях, дают положительные результаты и позволяют ученикам в дальнейшем выбрать свою профессиональную траекторию.

Преподаватели ФГБОУ ВО «РГМУ имени академика И.П. Павлова» Баковецкая О.В., Сычев И.А. и Колосова Т.Ю. организовали практическое занятие, на котором коллеги разбирали решение университетских олимпиадных заданий.

В этом году Форум для учителей информатики прошел в стенах ФГБОУ ВО «РГРТУ им. В.Ф. Уткина». С приветственным словом к участникам секции обратились Соколова Е.А., проректор по образовательной деятельности РГРТУ, кандидат педагогических наук, и Перепелкин Д.А., декан факультета вычислительной техники, доктор технических наук, профессор.

Антипова О.В., руководитель ГМО учителей информатики, рассказала об особенностях преподавания предмета «информатика» в 2024/2025 учебном году; главных изменениях КИМ ОГЭ по информатике в 2025 году; о введении ВПР по информатике. Ольга Вячеславовна ознакомила коллег с планом работы консалтингового центра по поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, который стартует в этом году, и перспективном плане мероприятий ГМО.

Кузнецов Д.Р., учитель математики МБОУ «Школа № 60/61 имени Героя Российской Федерации Д.О. Миронова», и Мальцев Г.М., учитель информатики МАОУ «Школа № 69 «Центр развития образования», рассказали о внедрении внеурочного курса по управлению, устройству, истории возникновения и видах БПЛА. Также спикеры поделились рекомендациями по проведению занятий по заданной тематике.

Педагоги МБОУ «Школа № 72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов» Хавронина О.В., Драгомирова Н.В. и Фабер И.В. рассказали о системе преподавания в классах с углубленным изучением информатики, которое заключается в комплексном подходе к формированию навыков и умений учащихся, способствующих их успешной социальной адаптации и готовности к профессиональной деятельности. В результате выпускники классов с углубленным изучением информатики становятся конкурентоспособными специалистами, готовыми к вызовам современного мира.

Учителя информатики МБОУ «Школа № 75» Спиркин С.В. и Виноградов М.М. поделились с коллегами особенностями установки и настройки бесплатного программного обеспечения «Veyon» и использовании групповых политик для запрета изменения настроек рабочего стола.

По завершении пленарного заседания, преподавателями университета Тишкиной В.В. и Тарасовым А.С.  было организовано практическое занятие «Дополнительные вопросы информатики».

В МБОУ «Школа № 50» прошла секция советников директоров школ по воспитательной работе «Роль советника директора школы по воспитанию в работе по противодействию буллингу среди учащихся».

О Городской Стратегии противодействия буллингу рассказали Вознесенская И.Н., директор, Ухалова Н.Г., заместитель директора ЦППМСП. О ситуации насилия среди школьников – Боронникова Л.А., Кесслер Е.В., Клопкова Ю.В., Кузнецова С.В., Спиркина И.Б., педагоги-психологи, Малая М.А., социальный педагог ЦППМСП. В завершение секции Вознесенская И.Н., директор, Ухалова Н.Г., заместитель директора ЦППМСП рассказали о способах преодолеть и предотвратить буллинг.

Форум завершился. Начинается новый учебный год. Мы с нетерпением ждем новых встреч, наши уважаемые коллеги! Желаем всем отличного настроя на свершения в профессии!

Форум педагогических команд. День Третий.

В этом году Форум для учителей физики прошел в стенах РГУ имени С.А. Есенина.

Котыхова Е.В., старший методист МБУ «ЦМиСО», выступила по итогам методической работы в рамках реализации муниципальных проектов и рассказала о перспективах на новый учебный год.

Еремеева К.В., руководитель ГМО учителей физики, провела анализ работы методического объединения учителей физики за 2023/2024 учебный год. Продуктивно прошла работа консалтинговой службы по решению олимпиадных задач различного уровня, были проведены мероприятия, игры для повышения интереса к изучению предмета «физика». Также Кристина Вадимовна, рассказала о целях и задачах, которые планируют реализовать педагоги в рамках работы проекта «Межшкольная методическая служба» в новом учебном году.

Стрючков Ю.Н., учитель физики МБОУ «Школа № 3 «Центр развития образования», рассказал о профильном обучении как средстве дифференциации и индивидуализации обучения; об использовании электронных образовательных платформ на уроках физики; о современных образовательных технологиях; о работе с одаренными детьми, особенностях методики и преимуществах работы в профильных классах.

Михайлова Т.В., учитель физики МБОУ «Школа № 16», поделилась опытом работы по применению регионального компонента на уроках физики. Современными стандартами образования региональный компонент рассматривается, как необходимое условие вариативности образования. Региональный космический компонент на уроках физики может быть реализован с точки зрения образовательного аспекта. Создание сети «Кванториумов» и центров цифрового развития «IT-куб» реализуется в рамках национального проекта «Образование». Данные учреждения дополнительного образования оснащаются самым современным оборудованием и технологиями обучения. Региональный компонент на уроках физики может быть выстроен и с учетом научно-производственного потенциала. Ознакомление школьников с деятельностью «космических» предприятий и научно-исследовательских организаций интересно с точки зрения профориентационной подготовки. Занятия по физике построены с учетом космического наследия Рязанской области. Исторический контекст регионального космического компонента может быть преподнесен через изучение биографий рязанцев-ученых и космонавтов.

Афанасова М.М., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, подготовила для коллег практикум по решению сложных олимпиадных заданий, в который педагоги с удовольствием включились.

Форум для учителей труда (технологии) прошел на базе МБОУ «Школа № 63».

В начале работы форума состоялось онлайн-подключение со спикером ООО «Просвещение-Союз» Панкратьевой М.Е., которая рассказала о нововведениях в преподавании и организации работы учителя в рамках предмета «труд (технология)».

Илюкина Л.В., директор школы, вместе с руководителем Кванториума Приходько А. М., представила гостям технопарк «Кванториум», который начнет функционировать на базе школы с начала учебного года и даст новые возможности по технологической подготовке учащихся.

Задорожко Л.А., руководитель ГМО, проанализировала работу творческих объединений: традиционные практики, 3D-моделирование, черчение и функциональная грамотность. В течение года было проведено много семинаров, занятий, конкурсов, в которых приняли активное участие учителя технологии. Были намечены основные направления работы в этом учебном году.

Родионов А.С., учитель информатики МБОУ «Школа № 72 с УИОУП», рассказал об особенностях преподавания предмета «черчение» в рамках трудового обучения; об интеграции предмета «черчение» в единую федеральную учебную программу по предмету «технология» и об использовании программы «Компас 3D» для создания чертежей и 3D-моделей.

Калабаев К.Е. и Гусев И.В., педагоги МБОУ «Школа № 76 имени Н.Н. Чумаковой», рассказали о новом внеурочном курсе по конструированию и управлению БПЛА. Если раньше БПЛА воспринимались большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, то сейчас ситуация изменилась. Многие из этих аппаратов используются для выполнения серьезных задач: фото- и видеосъемки, доставки небольших грузов, наблюдения и мониторинга различных объектов, процессов и явлений (в том числе наблюдения за труднодоступными объектами). Технологии, лежащие в основе мультикоптеров, развиваются очень быстро и предполагают разработку современных аккумуляторов, навигационного оборудования, бортовых компьютеров.

Секция для учителей начальных классов была организована в МБОУ «Школа № 41» и началась с творческих номеров учеников школы: дети танцевали, читали стихи, подарив участникам секции отличный настрой на работу.

С приветственным словом к педагогам обратился директор школы Зайцев В.В.

Волкова М.С., руководитель ГМО, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 7 «Русская классическая школа», рассказала об особенностях реализации федеральной рабочей программы по предмету «труд (технология)» на уровне начального общего образования. Педагог сравнила старую и новую редакции ФРП, привела примеры изменений, перечислила нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по данному предмету в 2024/2025 учебном году.

В своем выступлении педагоги  МБОУ «Школа 55 с УИОУП» Ожерельева С.В., Королькова Ж.И., Давыдова Н.В. познакомили коллег с особенностями организации работы по профессиональному самоопределению на начальной ступени обучения. Ожерельева С.В. доказала актуальность, место и роль данного направления в общешкольной системе профессионального самоопределения. Королькова Ж.И. рассказала о целях и задачах, пояснила формы и методы работы с младшими школьниками. Давыдова Н.В. подробно остановилась на заданиях, играх, упражнениях, активно используемых на уроках разных предметных линий в начальной школе, а также привела примеры мероприятий, проводимых во внеурочной деятельности. В заключение выступления спикеры организовали выполнение интерактивных заданий, наглядно демонстрирующих эффективность данной работы.

Учитель начальных классов школы № 41 Кугушева О.Н. поделилась со своими коллегами опытом работы по изучению истории в начальных классах в рамках изучения предмета «окружающий мир», частью которого теперь является введение в историческое образование. Например, в учебнике А.А. Плешакова в первые три года обучения дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. В 4-м классе дается введение в мировую и российскую историю и основам обществознания. Таким образом, история не осталась за бортом начальной школы. Спикер показала коллегам некоторые этапы урока окружающего мира в четвертом классе «Романовы – царское дело». В мастер-классе участвовали учителя, присутствующие на мероприятии. Им было предложено сделать небольшие доклады о представителях династии Романовых, соотнести историческое событие с его датой, выделить основные особенности правления разных представителей династии Романовых. Оксана Николаевна поделилась с коллегами рабочими листами по данной теме. На этапе рефлексии педагоги выбирали «лучшего» представителя династии Романовых и с удовольствием поучаствовали в историческом диктанте.

По вопросу реализации регионального компонента в рамках цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» выступили учителя МБОУ «Школа № 75» Садовова Т.С. и Шишкина Н.Е. Они рассказали о целях и задачах преподавания «Разговоров о важном», о необходимости активного включения в работу регионального компонента. Кроме того, учителям начальных классов города были представлены материалы по региональному компоненту, разработанные к занятиям.

Учитель начальных классов МБОУ «Школа № 64» Абрамова Т.А. рассказала о реализации программы «Орлята России». Она подробно остановилась на уникальности проекта, направленного на развитие социальной активности школьников младших классов. Участниками программы «Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. Экскурсии, лекции, взаимодействие «Орлят России» и «Движения Первых», интересные треки и лекции, практикумы творческие задания и игры – наполняемость курсов интересна и многогранна. Огромную роль в развитии программы имеет советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Татьяна Александровна считает, что программа «Орлята России» важна в становлении личности учеников начальной школы, она дает широкие возможности для формирования патриотической гражданской позиции и реализации детей в общественной жизни. Свое выступление спикер проиллюстрировала видеороликом о конкурсном выступлении учеников.

На базе ГАУК «Рязанский музыкальный театр» состоялась секция Форума для учителей ИЗО и музыки.  Встреча была организована так, чтобы учителя не только познакомились с планом работы на предстоящий учебный год, но и смогли повысить свой уровень знаний и педагогических навыков, окунулись в театральное закулисье, увидели мир искусства со стороны, обычно скрытой от зрителей.

Про условия участия в городских конкурсах и появление новых для педагогов интересных мероприятий рассказала Выборнова И.М., руководитель ГМО, учитель школы № 56.

Муниципальный координатор федерального проекта «Музицирование для всех» Асанова Е.С., учитель школы № 39, выразила надежду на активное сотрудничество педагогов при участии во Втором концерте проекта, который планируется провести в ноябре.

Филина Ю.Г., исполнительный директор творческого центра «Feelin's», напомнила о продолжении проекта «С чего начинается Родина» с пилотным названием «Feelin's и дети», показала новым коллегам, как насыщенно и интересно проходили концерты в прошлом году.

Руководитель пресс-службы театра Бочарова И.В. представила педагогам репертуар самого молодого музыкального театра центрального региона Россиии пригласила посетить новые постановки как самих педагогов, так и их учеников.

Учителя музыки посетили профессиональный хоровой класс дирижера театра С.Я. Кисса. Сергей Яковлевич увлекательно рассказал о театральных музыкальных жанрах, их сходствах и отличиях, месте в современном мире; привел примеры, как можно «вкусно» рассказывать об этом детям. Затем Сергей Яковлевич предложил педагогам спеть произведение для хора и раздал многоголосную партитуру. К окончанию встречи практически готовый хор исполнял «Аленький цветочек», а Сергей Яковлевич дирижировал новыми артистами.

Для учителей изобразительного искусства сотрудники театра приготовили уникальные мастер-классы. Заведующий гримерно-постижерным цехом Земскова А.В. прямо на глазах зрителей «превращала» молодого артиста в лешего – косматого, но от этого не менее симпатичного. Она показала, чем отличается грим от обычной косметики, объяснила, как и почему работает гример даже в процессе спектакля. Прямо на модели была продемонстрирована работа постижера (клеились усы, борода, надевался парик) и работа гримера (как по эскизу художника создается реальный образ).

Заведующий реквизиторско-бутафорским цехом Чиркова Л.В. удивляла практически настоящей стерлядью на блюде, мечами-кладенцами, волшебными фонариками, мягкими, «свежевыпеченными» пирожками: умелые руки мастеров музыкального театра создают свои шедевры не только из традиционных уже материалов, но и из пенополиуретана, EVA-пены и т. п. Сколько идей сразу появилось у учителей, работающих с декоративно-прикладным разделом программы!

Художник-модельер театрального костюма Лифанова А.В. приоткрыла завесу тайны и показала своим гостям костюмы, которые будут задействованы в рамках проведения Форума древних городов. Костюм княгини из «Сказания о любви» получился необыкновенно нежным и сказочным: для его изготовления использовались шифон и кружево. Как сообщила модельер, обязательно изучается и учитывается эпоха, в которой живут персонажи, но уникальность костюму всегда придает индивидуальная атмосфера спектакля и личность мастера. Сначала делаются наброски в карандаше, согласуются с режиссером (ведь образ должен совпасть с идеей), потом работа пошивочного цеха, примерки, дополнительные детали… Работа кропотливая и тоже сказочная, под стать творениям Анны Валерьевны!

Сотрудникам театра было задано множество вопросов: как они пришли в профессию? общаются ли с коллегами на мероприятиях, чтобы обогатить свой опыт? много ли читают, чтобы хорошо ориентироваться в эпохах и событиях? Завязалось интересное и душевное общение, в результате которого педагоги покидали гостеприимный музыкальный театр с отличным настроением и положительными эмоциями. Учителя музыки и изобразительного искусства являются организаторами творческих мероприятий школы и помогают в постановках школьных театров, и все увиденное сегодня обязательно поможет им практически, а еще прозвучит в интересных разговорах с детьми и обогатит личный опыт.

 

Секция для учителей русского языка и литературы состоялась на базе МБОУ «Лицей № 52».

В начале секции всех присутствующих приветствовала директор лицея Гаврюнина Е.В.

Работу секции открыла методист МБУ «ЦМиСО» Платова О.В., представившая слушателям перспективные направления работы методической службы города и реализуемые федеральные, региональные и муниципальные проекты.

Анализ работы городского методического объединения учителей русского языка и литературы за 2023/2024 учебный год озвучила руководитель, учитель МБОУ «Школа № 65» Суворкина Е.Н. Педагог рассказала о планируемых мероприятиях предстоящего учебного года, подробно остановилась на презентации проектов «Я поведу тебя в музей», «Это непростое простое предложение», «Подготовка к итоговому сочинению». Елена Николаевна передала благодарственные письма от МБУ «ЦМиСО» наиболее отличившимся в течение учебного года педагогам.

Обзор произведений современных отечественных писателей в рамках РП учебного курса «Литература» для обучающихся 5–9 классов  подготовила Масайло Е.В., учитель школы № 73. Вместе с участниками секции  педагог попыталась определить, произведения каких современных отечественных писателей можно изучать на уроках в среднем звене, какие можно рекомендовать для самостоятельного чтения. А также попробовала сформулировать критерии отбора произведений современных писателей в школе для того, чтобы литература как учебный предмет достигла целей, обозначенных в программе. В рамках выступления педагоги города смогли познакомиться  с музыкально-художественной композицией, посвященной роману А. Фадеева «Молодая гвардия».

Следующий блок работы секции был посвящен вопросам интеграции  школы и музея. Перспективы такого взаимодействия проанализировала заведующий экскурсионно-массовым отделом Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина  Храмчихина Е.В., рассмотревшая актуальные возможности музея как средства воспитания и образования в рамках реализации федеральной программы воспитания.

Практический опыт музейной педагогики представили педагоги МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова». Коряшкина В.В. показала элементы иммерсивного урока русского языка по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи». Добедина Н.В. поделилась наработками использования материалов музея  академика И.И. Срезневского.

В МБОУ «Лицей № 52» состоялась секция учителей иностранных языков.

Открыла работу секции Платова О.В., методист отдела сопровождения образования МБУ «ЦМиСО». Она рассказала о реализации муниципальных методических проектов  в системе образования города Рязани.

Куджиева О.А., руководитель ГМО, учитель МБОУ «Школа № 67», проанализировала работу методического объединения за 2023/2024 год, рассказала о планах и перспективах работы предметной лаборатории «Исследовательская деятельность в практике изучения иностранных языков».

Доцент кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук РГУ им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук Сомова С.В. выступила с сообщением «Планирование урока-экскурсии», в котором раскрыла преимущества этой формы проведения урока, а также особенности планирования и этапы организации и подготовки к экскурсии на иностранном языке. Ее содокладчиком выступила студентка 5 курса Мартынова С.М., которая является экскурсоводом салона «Аромат времени». Софья продемонстрировала фрагмент экскурсии на английском языке для знакомства с историей индустрии красоты. Практические рекомендации и примеры помогут учителям в подготовке такого необычного урока.

Алексеева А.И., учитель МАОУ «Школа № 47», рассказала о важности формирования культурных традиций у современных школьников. Деревянное зодчество – это элемент культурного и исторического наследия. Оно  воздействует на эмоциональную сферу учащихся, формирует чувство сопричастности к истории и культурным традициям страны. Учитель предложила поучаствовать в виртуальном музейном уроке по теме «Деревянные кружева». Урок прошел в историческом пространстве старинного русского города Томска. Эффективность урока основывалась на разнообразных методах и приемах работы: интерактивном взаимодействии, презентации «экспонатов», заполнении маршрутных листов.

После выступления «Арт-медиация – современный формат проведения урока иностранного языка» Глазковой О.М., учителя МБОУ «Многопрофильная школа № 17 им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», все присутствующие стали знатоками искусства, в особенности абстракционизма и сюрреализма, сами на несколько минут стали художниками, а также узнали, как сделать любой урок интересным с помощью живописи. Степанова С.В. и Кротова Е.С. поделились идеями проведения урока английского языка в школьном музее.

 В МБОУ «Школа № 58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова Сергея Николаевича» состоялась секция психологов и социальных педагогов «Современные психолого-педагогические технологии в деятельности специалистов социально-психологической службы».

На пленарном заседании выступила Вознесенская И.Н., директор МБУ «ЦППМСП», рассказав о компетентности психологов и социальных педагогов в рамках профессиональной позиции «к целеполаганию и выбору технологии деятельности».

Далее участники разделились, посетив несколько секций: «Игра – это просто?» (Кесслер Е.В., Боронникова Л.А., педагоги-психологи ЦППМСП); «Ориентир на всех или на каждого?» (Ухалова Н.Г., заместитель директора, Клопкова Ю.В., педагог-психолог ЦППМСП); «Здоровым быть! Или не быть?..» (Спиркина И.Б., Кузнецова С.В., педагоги-психологи ЦППМСП); «В основе монолог или диалог?» (Малая М.А., социальный педагог, Дмитриева А.В., педагог-психолог ЦППМСП).

В завершение работы площадки выступили Вознесенская И.Н., директор ЦППМСП, рассказав об укреплении психологической безопасности образовательной среды и технологиях для эффективной психолого-педагогической работы, и Ухалова Н.Г., заместитель директора ЦППМСП – о развитии профессиональной компетентности в 2024/2025 учебном году, традиционных и новых возможностях для специалистов первичного звена социально-психологической службы.

 Завтрашний день станет завершающим для Форума. Но общение коллег, интересные мероприятия, обмен опытом не закончатся никогда. Надеемся, что в наступающем учебном году к мероприятиям муниципальной системы образования подключится еще больше участников.

 

Форум управленческих команд. День Второй. ОУ.

Сессия управленческих команд общеобразовательных учреждений «ВОСПИТАНИЕ: новые задачи и новые возможности единого образовательного пространства» проводилась на базе МБОУ «Школа № 75».

Мероприятие открыло выступление «Мой Пушкин» регионального клуба победителей всероссийских конкурсов профессионального педагогического мастерства «Журавли» в рамках культурно-просветительского проекта, посвященного 225-летию великого поэта.

Деятельность первой части площадки была представлена несколькими локациями, организованными сотрудниками образовательных, волонтерских, добровольческих организаций города Рязани. Все локации были посвящены патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Старт работе мастерских эффективных воспитательных практик дала директор МБУ «ЦМиСО» Харькова Т.К. Она приветствовала участников площадки, отметила, что уже не первый раз школа № 75 принимает столь масштабные городские мероприятия и передала Еремкину В.В., директору, благодарственное письмо управления образования и молодежной политики коллективу школы за активное участие в Форуме.

Локацию по реализации программы «Школьный музей» представила школа № 60/61, представив экспозиции  «Школа в военные годы» и «Учебные принадлежности в тяжелое время». Педагоги рассказали о занятиях в свободное время, чтении книг, дневниках детей, песенниках тех лет по материалам личного архива учителя русского языка 1932 года рождения Ивановой К.М. Были показаны школьные тетради по разным предметам тех лет. Многопрофильная школа № 17 дополнила локацию экспозицией по творчеству нашего земляка, поэта А.Г. Новикова: в музее истории школы, экспонаты которого представили педагоги, хранятся личные вещи, письма, военно-исторические документы, музыкальные инструменты Анатолия Григорьевича.

Возможности поисково-исследовательской деятельности в организации работы по военно-патриотическому воспитанию школьников представил МБУДО «ДЮЦ «Звезда», рассказав о деятельности объединения «Поисковый отряд верность» по увековечиванию памяти погибших при защите отечества в годы Великой Отечественной войны.

Школа № 75 эффектно представила школьное телевидение; отделение Юнармии школы организовало станцию стрельбы; юные инспектора дорожного движения представили станцию  «Все на зебру».

Сотрудники Добро.Центра пригласили участников площадки написать письма солдатам, рассказывали про сервисы платформы «Добро.рф», про направления добровольчества, о проекте «Навигаторы детства», о результатах, достигнутых за прошедший учебный год, организовали интеллектуальную викторину, посвященную Году семьи.

Участники муниципального отделения «Движения Первых»  проводили игры с ответами на вопросы, вручали по итогам правильных ответов памятные сувениры.

В деятельность локаций были вовлечены абсолютно все. Каждая из них была содержательной, толково оформленной, информативной, интересной. Каждая имела практико-ориентированную направленность: участники Форума смогут реализовать увиденное и в работе своих учреждений.

Сессию управленческих команд продолжило пленарное заседание.

Белоусова Л.А., начальник отдела молодежной политики и дополнительного образования приветствовала заместителей директоров по воспитательной работе, поблагодарила коллег за активную работу и подробно рассказала о  главных направлениях работы на следующий учебный год: «Разговорах о важном», профориентации и самоопределении учащихся, значимых датах, о 80-летии Победы.  «Красной нитью» в процессе воспитания должны проходить мероприятия по патриотическому воспитанию. Лариса Анатольевна уделила внимание организации безопасности детей, дополнительному образованию в школах. Она напомнила, что 8 сентября по инициативе правительства Рязанской области в Торговом городке и Лесопарке состоится фестиваль дополнительного образования, на котором будет представлен их опыт работы, и пригласила всех желающих присоединиться к мероприятию. Отметив огромный объем намеченной работы, поздравив коллег с праздником и пожелав всем мира и добра, Лариса Анатольевна заверила: «Вместе мы справимся!»

 Заседание продолжилось выступлением Харьковой Т.К., директора МБУ «ЦМиСО». Она подробно остановилась на реализации модулей программы воспитания «Школьный театр», «Школьный музей», «Школьный хор», «Профориентация», «Классное руководство», «Школьный урок», «Патриотическое воспитание», работа с родителями». Татьяна Константиновна перечислила мероприятия, в рамках которых ОУ реализуют данные модули, отметила учреждения, которые участвовали в реализации модулей в прошедшем учебном году.

 Аджиева Е.М., заведующий  кафедрой педагогики и менеджмента в образовании факультета социологии и управления РГУ имени С.А. Есенина подробно остановилась на проблемах, возникающих в процессе воспитания в современном обществе. Спикер назвала наиболее эффективные средства и приемы воспитания, а также основания воспитания (по Н.Е. Щуковой).

 Ярким и эмоциональным было выступление Червакова Н.Н., директора МБОУ «Школа № 7 «Русская классическая школа». Он подробно остановился на работе школьного музея боевой славы. Его идейным вдохновителем и хранителем уже много лет является заслуженный учитель РФ Гарамова С.Г. Музей – это центр патриотической работы школы. Отметив важность традиционных ценностей, Николай Николаевич подробно рассказал о работе школы в этом направлении.

Козлова Л.В., муниципальный координатор РДДМ «Движение Первых», подвела итоги работы своего направления, назвала конкретные цифры вовлеченных в данную деятельность: первичных организаций – 132, участников движения – 16 052, 54 мероприятия за год – и представила топ-10 первичных организаций: ОУ № 15, 44, 75, 50, 19(25), 2, 62, 65, 40, 33. Спикер рассказала о реализации флагманских проектов «Большая перемена», «Пилоты будущего» и других. Например, проект «Хранители истории» направлен на сохранение исторической памяти, «Семейная команда» организует походы, приуроченные к государственным праздникам и т. д.

Лубнина Н.Э., региональный координатор советников директоров по воспитанию ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», представила динамику развития проекта и поделилась информацией, что во всех школах Рязани работают советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Наталья Эдуардовна рассказала о перспективах развития проекта «Навигаторы детства» на 2024/2025 год: о продвижении принципов ценностного и событийного подхода в воспитании в противовес формализму; организации системного взаимодействия с УДО; комплексной работе с родительской общественностью; формировании единства подходов, взглядов, ценностей единой воспитательной среды.

Храпова А.А., советник директора по воспитанию МБОУ «Школа № 3 «ЦРО», представила опыт работы, рассказав о детском проектном офисе – центре детских инициатив. Здесь появляются идеи и создаются проекты, проходят встречи с родителями, интересными людьми, сбор гуманитарной помощи. В школе проводятся акции в рамках добровольческой деятельности: «Спасибо, учитель», работа спортивного клуба «СпортАс», – реализуется программа социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». Ведется работа школьных медиаресурсов, школа участвует во Всероссийском форуме лидеров ученического самоуправления, активно работает с родителями, организует встречи с коллегами-советниками, обмен опытом. В завершение выступления Арина Андреевна предложила участникам сессии интересный фильм о своей работе советником.

Подводя итоги всего мероприятия, Харькова Т.К., директор МБУ «ЦМиСО», поблагодарила коллег за интенсивную работу в течение дня и поздравила коллег с наступающим новым учебным годом.

Форум управленческих команд. День Второй. ДОУ.

На базе МБОУ «Школа № 75» прошла сессия для заместителей заведующих дошкольными образовательными учреждениями.

Региональный клуб победителей Всероссийских конкурсов профессионального педагогического мастерства «Журавли» представил культурно-просветительский проект, посвященный 225-летию А.С. Пушкина.

В начале секции проанализировала итоги и наметила перспективы реализации муниципальных методических проектов для педагогов дошкольных образовательных учреждений Шичкина Н.Н., старший методист МБУ «ЦМиСО».

Региональный координатор программы «Орлята России» Сафонова Д.Ю. рассказала о создании и перспективах работы социально-патриотического движения «Орлята-дошколята» в Рязани.

О взаимодействии с социальными партнерами и семьями воспитанников с целью организации мероприятий, направленных на воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста говорила Лаврухина Т.А., заведующий МАДОУ «Детский сад № 3». Татьяна Александровна отметила важность патриотического воспитания на современном этапе; привитие детям общепринятых традиционных ценностей; работу в едином ключе с социальными партнерами и родителями воспитанников, привела примеры мероприятий по патриотическому воспитанию, проведенных в детском саду.

Никонова М.А., заместитель заведующего по ВМР МАДОУ «Детский сад № 134», рассказала о формах работы с родителями в своем учреждении. Наряду с традиционными формами работы, такими как родительские собрания, стендовая информация, консультации и беседы, педагоги детского сада реализуют и нетрадиционные: «клубный час», геокешинг «А у нас в Рязани – грибы с глазами», совместные праздники и развлечения, на которых родители являются полноценными участниками. Так в детском саду организуется единое образовательное пространство «Детский сад – Семья», где родители являются единомышленниками педагогов, активными участниками в образовательной деятельности.

 Победители городского Чемпионата педагогических команд – педагоги детского сада № 135 (Булычева Н.В., Джамиева М.А., Ишина Е.С., Медведева О.Н., Коптелова Е.В., Пушкарная Н.Е., Карловская Ю.В.) – представили мастер-класс «Первые шаги в мир профессий». Заместители заведующих по ВМР дошкольных образовательных учреждений отправились осваивать различные профессии, выявлять свои склонности и интересы в город Игроград. Обучение осуществлялось с помощью дидактических пособий, сделанных педагогами команды детского сада. Знакомство с профессией осуществлялось с разных сторон, была организована практика в учреждениях с последующей выдачей дипломов – в детском саду все очень по-взрослому!

Методолог Богук М.П. представила перечень оборудования и обучающих комплектов для детей дошкольного возраста от компании ООО «Сенсориум групп» по всем направлениям развития детей, поделилась контактами компании и пригласила к сотрудничеству.

Мастер-класс «Безэкранное программирование с РобоМышью в детском саду» провела Федотова О.А., ведущий специалист компании ООО «Сенсориум групп» по работе с образовательными учреждениями. Оксана Анатольевна рассказала, как изучать с дошкольниками программирование без экрана, экологично, сберегая зрение и нервную систему; показала, как проводить занятия по профориентации и патриотическому воспитанию; познакомила с нейроиграми с РобоМышью для логопедов и дефектологов.

В завершение секции Богук М.П., методолог компании ООО «Сенсориум групп», провела мастер-класс «Подготовка к школе в детском саду». Мария Павловна показала, как проводить интерактивные занятия с оборудованием «Сенсориум» по разным направлениям развития и образования детей.

 Содержательно, емко, активно прошла очередная секция управленческих команд. Форум в самом разгаре, впереди еще много интересного. Следите за нашими новостями, чтобы узнать о состоявшихся мероприятиях Форума, порадоваться за коллег, почерпнуть что-то и для своей работы!

Форум педагогических команд. День Второй.

Секция Форума для преподавателей-организаторов ОБЗР прошла на базе МБОУ «Школа № 33».

В начале секции ее участников приветствовала директор школы Гардер С.А. и пожелала коллегам успешного учебного года и плодотворной работы.

Работу форума продолжила спикер ГК «Просвещение» Плечова О.Г. в формате онлайн-подключения. Педагоги узнали, что в этом году содержание предмета обновляется, он переименовывается в «основы безопасности и защиты Родины», преподавание будет вестись с 5 класса. Спикер рассказала о роли и месте учебного предмета, о его возможностях при решении задач подготовки к военной службе, гражданской обороне и формирования ответственного отношения к защите Отечества, привлечении участников СВО к преподаванию ОБЗР, обязательной переподготовке педагогов.

Киреева Н.В., руководитель ГМО учителей ОБЗР, в своем выступлении рассказала об особенностях содержания учебного предмета «основы безопасности и защиты Родины» в условиях внесения изменений в ФОП ООО и ФОП СОО, в частности разделов «Венная подготовка. Основы военных знаний» и «Основы военной подготовки». Также Наталья Викторовна подвела итоги работы ГМО за год.

Исаев В.В., директор ГБРУ «Патриотцентр», рассказал о единой системе начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания Рязанской области «НВП-лига» – это блок из 4 направлений деятельности: соревновательного, событийного, образовательного и профориентационного.  Участниками «НВП-лиги» станут школы и колледжи Рязанской области. Готовится к запуску отдельное направление деятельности лиги, которое объединит вузы региона. Такой проект стал возможным благодаря объединению основных патриотических организаций региона – «Движения первых», общества «Знание», регионального ДОСААФ, поискового движения России в Рязанской области, военно-патриотических клубов, общественных организаций.

Молостов Н.З., директор МБУДО «Детско-юношеский Центр «Звезда», в своем выступлении поднял вопросы сотрудничества Центра с педагогами ОБЗР по достижению плодотворных результатов патриотического воспитания обучающихся.

После пленарного заседания педагоги приняли активное участие в конкурсе «Безопасность и МЫ» и попробовали свои силы на пяти станциях: медицина, сборка и разборка автомата, экипировка ОЗК и противогаза, ориентирование на местности, правила разведения костра.

Секция учителей физической культуры была организована на базе МБОУ «Гимназия № 5». Гостеприимство сотрудников гимназии, большая площадь, полностью оснащенные спортивные залы позволяют проводить подобные мероприятия в полном объеме.

Начало организационного заседания было необычным. Рюмина Е.Н., педагог дополнительного образования, хореограф МБОУ «Школа № 76 им. Н.Н. Чумаковой», тренер по спортивным бальным танцам, руководитель танцевального клуба «Класс-премиум», рассказала о развитии в Рязани танцевального спорта для категории взрослых и провела мастер-класс с участниками форума. Но помимо теоретической части был представлен танцевальный номер спортсменов клуба «Класс-премиум», учителей  физической культуры Калинина В.В. (МБОУ «Школа № 29»),  Гулиной  М.П. (МБОУ «Школа № 44») и  Борисовой  Е.Ю. (МАОУ «Школа № 47»), который зарядил позитивом участников секции и вдохновил педагогов на энергичную работу в новом учебном году.

Бочкова О.Н., руководитель ГМО учителей физической культуры, учитель физической культуры МБОУ «Гимназия № 5», рассказала об основных изменениях содержания рабочих программ начального общего, основного общего и среднего общего образования по физической культуре; упомянула, с какими трудностями может столкнуться педагог при реализации рабочей программы и предложила способы их преодоления; какие новые элементы содержания включены в программу и как обеспечить достижение планируемых результатов.

Прокофьева Г.И., учитель физической культуры МБОУ «Школа № 64», и Королева К.Н., учитель физической культуры МБОУ «Школа № 40», познакомили участников Форума с аттестацией педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» и  «педагог-наставник».

По окончании  пленарного заседания учителя физической культуры приняли  активное участие в мастер-классах по новым видам спорта, включенным в школьную программу.

После активного перерыва работа секции продолжилась мастер-классами и представлением организации отдельных этапов урока.

Анисимова Е.В., Притчин А.В., Гулина М.П., учителя физической культуры МБОУ «Школа № 44», поделились опытом проведения традиционных «Веселых стартов» с использованием эстафет с нестандартным оборудованием, целью которых является не только увеличение двигательной активности, но и развитие психофизических качеств обучающихся, повышение эмоционального фона. Нестандартное оборудование – яркое, красочное, необычное, разнообразное по форме и размерам – позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Строганцева Н.А., учитель физической культуры МБОУ «Школа № 64», представила элементы игры ТЭГ-регби, правила игры, работу с инвентарем, действия на площадке, познакомила с тактикой и техникой игры. Участники мастер-класса выполнили разминку, подводящие упражнения и приняли участие в мини-турнире.

Ульянова О.Н.,  учитель физической культуры МБОУ «Школа № 19(25) имени вице-адмирала В.М. Головнина» познакомила участников мастер-класса с основными элементами техники игры в бадминтон, поделилась опытом работы с нестандартным инвентарем и оборудованием.

Казанкина Е.С., учитель физической культуры МБОУ «Школа № 64»,  познакомила с основными элементами командного вида спорта – чирлидинга, – который сочетает в себе элементы танцев, гимнастики и акробатики. Участники мастер-класса разучили танцевальные движения, а также попробовали выполнить базовые поддержки чир-спорта в парах и тройках. Пирамиде – самому эффектному элементу данного вида спорта, – созданной участниками секции, позавидовала бы любая профессиональная команда!

Шкляев А.П., учитель физической культуры МБОУ «Школа  № 45», познакомил участников Форума с базовыми шагами  степ-аэробики. Учителя провели  разминку  и составили комбинацию из разученных шагов. Терешина Н. С., учитель физической культуры МБОУ «Школа № 73», представила участникам секции художественные элементы  аэробики.

Секция учителей физкультуры получилась яркой, эффектной и эффективной. Пользу подобных занятий сложно переоценить. Пожелаем всем педагогам города такого же задора и заряженности на положительный результат!

В Рязанской областной детской библиотеке прошла сегодня секция учителей истории и обществознания.

Что предлагает учителям Министерство просвещения? Какие учебники и методические пособия помогут педагогам и обучающимся при работе в рамках нового модуля? Какие темы должны быть освещены учителями на уроках по истории родного края? На эти другие вопросы, касающиеся краеведческого материала, в своем выступлении ответила руководитель ГМО учителей истории и обществознания Воронина Л.Г. Также Любовь Геннадьевна представила проект нового модуля в рамках изучения истории России и отметила, что с 1 сентября 2025 г. школьный курс истории для 5–9 классов будет дополнен модулем по истории нашего края, в рамках которого планируется изучать в том числе основы духовно-нравственной культуры народов России. Также спикер рассказала о деятельности лаборатории ГМО и практико-ориентированных сборниках, которые ежегодно печатаются в ЦМиСО по итогам года.

Учитель истории и обществознания школы № 39 Солнцева Ю.А. рассказала о практико-ориентированном подходе в проекте по изменению программы по обществознанию. Согласно проекту, очень многие темы, которые планируется изучать в 9–11 классах, актуальны и востребованы уже в средней школе. Знакомство детей с правовыми или экономическими аспектами происходит уже в 13-14 лет. Для того чтобы современные подростки смогли без увеличения нагрузки разбираться в темах, некоторые из них могут быть интегрированы в другие предметы гуманитарного цикла либо курсы внеурочной деятельности.

Учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 48» Пичугина Е.В. поделилась опытом работы с новым учебником «История России» 10–11 классы В.Р. Мединского. Было отмечено, что в нем  полностью переработаны и переписаны разделы о 1970-х, 1980-х, 1990-х и 2000-х годах. Появились параграфы, повествующие о расширении НАТО на восток, конфликте на Балканах, военных операциях НАТО в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии, а также объединениях БРИКС, ЕАЭС, СНГ, ШОС и АСЕАН. Большой плюс учебника в том, что в нем есть отсылки по каждому периоду с 1914 года по настоящее время к исторической литературе, которую авторы предлагают дополнительно изучить школьникам. Елена Викторовна раскрыла высокий методический потенциал учебника. Были рассмотрены методические приемы, которые можно использовать на этапе предварительного обобщения для формирования ориентировочной основы дальнейшей учебной деятельности; при изучении нового материала как для сопровождения рассказа учителя, так и в ходе самостоятельной учебной деятельности учащихся; для итогового обобщения, повторения и закрепления ранее изученного материала. Спикер также обратила внимание на методические возможности учебника (большое количество рубрик с разными видами заданий) по подготовке к ЕГЭ по истории.

Дианова Л.П., учитель истории и обществознания школы № 58, рассказала о сохранении культурно-исторической памяти народа как одной из важнейших задач современной России.  Человек должен знать, откуда он родом, кто его предки. Так формируется связь  между ним и обществом, рождается понимание своего значения  в современной России.  Известно, что ослабление исторической памяти иногда оборачивается утратой связей между поколениями, ослаблением  патриотических и гражданских чувств. Формирование и сохранение культурно-исторической памяти народа является важной составляющей воспитательной работы в школе № 58. Одной из форм сохранения культурно-исторической памяти народа является театрализованная экскурсия.  В школе работает необычный музей, посвященный истории Великой Отечественной войны. Посетителям музея предлагают стать участниками театрализованного представления, которое само по себе уже музейный экспонат.

Главный библиограф Областной детской библиотеки Иванова-Пальмова Т.О. подытожила работу секции, представив учителям истории обзор новинок краеведческой литературы, которую они смогут использовать в ежедневной работе. Кроме того Татьяна Олеговна рассказала о краеведческих библиографических играх для школьников, которые будут интересны активным учителям и их подопечным, и пригласила участников секции и их коллег-педагогов к дальнейшему сотрудничеству.

Участники секции отметили эффективное информационное оформление библиотеки, большие возможности для организации библиотечных занятий, множество интересных мероприятий, которые можно посетить с учениками.

Август. Форум управленческих команд. День Первый.

Целью проведения Форума является формирование эффективных механизмов управления системой образования и образовательными организациями по реализации государственной политики в области образования, плана мероприятий по проведению Года семьи, федеральных и региональных государственных программ в сфере образования, приоритетных направлений развития образования, определенных Министерством просвещения Российской Федерации, постановка задач на новый 2024/2025 учебный год.

В площадках Форума принимают участие управленческие команды образовательных учреждений, служб сопровождения образования.

26 августа состоялась сессия руководителей образовательных учреждений.

Мероприятия первого дня прошли в ГАУК «Рязанский государственный областной театр юного зрителя».

До начала официальной части была проведена образовательная экскурсия по Соборной площади и Рязанскому кремлю «Страницы истории города Рязани». Группы участников встретились с экскурсоводами: Трибунской К.В. и Ивановой Ю.В., сотрудниками ФГБУК «РИАМЗ»; Ивановой-Пальмовой Т.О., главным библиографом ГБУК РО «РОДБ»; Канаевым И.Н., рязанским краеведом, членом топонимической комиссии города Рязани; Ворониной Л.Г., заместителем директора МАОУ «Лицей № 4»; Яковлевой С.А., учителем истории и обществознания МБОУ «Школа № 11 с углубленным изучением отдельных учебных предметов».

Далее в зрительном зале театра прошло пленарное заседание «Приоритетные направления и стратегии развития муниципальной системы образования».

Началось оно с видеоприветствия министра просвещения РФ Сергея Сергеевича Кравцова.

Первый заместитель главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы Антон Юрьевич Астафьев рассказал о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году: завершается капитальный ремонт двух школ, идет активно строительство сразу двух новых школ в динамично развивающихся молодых районах – Олимпийском городке и Семчино. Он отметил, что образовательные учреждения активно двигаются вперед, внедряют новые учебные технологии и создают качественные условия для образования, пожелал участникам заседания творческих успехов, а их ученикам – новых открытий в удивительном мире знаний. Ценным подарком главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы была награждена Сафронова Юлия Викторовна, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада № 143, победитель муниципального, регионального и участник заключительного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года»; Родионов Андрей Станиславович, учитель информатики МБОУ «Школа № 72 с углубленным изучение отдельных учебных предметов»; Калинин Валерий Владимирович, педагог дополнительного образования МБОУ «Школа № 29». Все эти замечательные педагоги – многодетные родители.

Сарычева Татьяна Васильевна, начальник управления образования и молодежной политики администрации г. Рязани, почетный работник общего образования, представила основные направления развития муниципальной системы образования: в новом учебном году будут действовать 66 школ, 99 детских садов, 15 учреждений дополнительного образования и 3 службы сопровождения. Отметила, что ожидается завершение реорганизации школы № 56 в форме присоединения к ней школы № 74. Татьяна Васильевна назвала муниципальную систему образования сложной, многогранной, очень значимой сферой и напомнила, что ее развитие и совершенствование сейчас зависит от степени личной ответственности каждого из присутствующих. Она поблагодарила всех за работу и поздравила коллег с началом нового учебного года.

Татьяна Васильевна вручила букеты Бобылевой Ольге Алексеевне, назначенному директору МБОУ «Школы № 1 им. В.П. Екимецкой»; Авдаковой Надежде Константиновне, заведующему МБДОУ «Детский сад № 103», юбиляру этого года; а также заведующему МБДОУ «Детский сад № 80» Храповой Татьяне Викторовне и Поповой Ольге Петровне, главному специалисту отдела общего образования УОиМП.

Крохалева Лариса Анатольевна, заместитель главы администрации города Рязани, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заметила, что администрация города всегда уделяет большое внимание системе образования, что подходы к оформлению образовательной среды должны быть новыми, меняться к лучшему. Поблагодарила всех за труд, отметив, что из участников ЕГЭ 56% получили результат больше 80 баллов, а это очень хороший результат.

Лариса Анатольевна поздравила всех с началом учебного года и наградила денежной премией Николаеву Эльвиру Вениаминовну, учителя русского языка и литературы школы № 48, за подготовку стобалльника на ЕГЭ. Вручила Благодарственные письма главы администрации города Рязани Филичевой Нелли Петровне, директору школы МБОУ «Школа № 74 имени Александра Сергеевича Соколова», и Фетисовой Валентине Николаевне, директору МБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

С приветственным словом к участникам Форума обратилась Щетинкина Ольга Сергеевна, министр образования Рязанской области, заслуженный учитель РФ. По ее словам, лето – это время больших планов. Она отметила, что система образования города Рязани – это центральная система в Рязанской области. Это более 50% детей от общего количества в регионе, посещающих детские сады и школы. В своем выступлении министр остановилась на развитии направления работы с детьми с ОВЗ, назвала флагманские школы, опыт которых следует активно перенимать. В преддверии 1 сентября Ольга Сергеевна пожелала каждому руководителю системы образования города Рязани быть собранным, быть оптимистичным и двигаться вперед!

Почетной грамотой Губернатора Рязанской области была награждена  Толстова Ирина Валерьевна, начальник информационно-аналитического отдела Центра мониторинга и сопровождения образования (сердечно поздравляем коллегу с высокой наградой и желаем дальнейших успехов на профессиональном пути!).

Знак Губернатора Рязанской области «За усердие» вручен Кузнецовой Елене Анатольевне, учителю математики МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова».

О перспективах реализации региональной модели сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров рассказал Кашаев Андрей Анатольевич, ректор ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования», кандидат педагогических наук. Андрей Анатольевич отметил важность взаимодействия с управлением образования города, центром мониторинга и сопровождения образования, так как они много делают для координации деятельности муниципальных образовательных организации с организациями региона. От имени института развития образования он поздравил всех с началом учебного года,  пожелал всем крепкого здоровья, сил, радости, успехов во всех делах.

Шпортун Татьяна Васильевна, директор МБОУ «Школа № 53», рассказала о возможностях коллегиального органа школы «Совет отцов» в повышении роли семьи и организации работы по военно-патриотическому воспитанию школьников. Она отметила, что патриотическому воспитанию сейчас отводится значимая роль и назвала наиболее эффективные методы работы Совета в заданном направлении.

На протяжении первого дня Форума в фойе театра действовала выставка-анонс мероприятий «Социальные партнеры системы образования». Свои организации представили сотрудники «Движения первых», «Навигаторов детства», РОУНБ, библиотеки им. С.А. Есенина, Областной детской библиотеки, художественного музея, РИАМЗ, Музея истории молодежного движения, Музея им. И.П. Павлова. Интересующую организацию было легко найти по логотипу и ознакомиться с ее деятельностью по красочным буклетам и информативным видеороликам.

В завершение первого дня участники Форума были приглашены на спектакль «Белые кораблики» по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат» и сборнику «Детская книга войны. Дневники 1941–1945», проникновенно сыгранный артистами Театра на Соборной.

Август. Форум педагогических команд. День Первый.

Рязанский государственный университет уже традиционно является местом для организации встреч работников педагогической системы города, области и соседних регионов. Работники РГУ сами проводят всевозможные мероприятия и являются активными помощниками управления образования и молодежной политики администрации города Рязани в проведении образовательных площадок форумов в августе и марте. Одним из бессменных организаторов Форума ежегодно является МБУ «ЦМиСО».

В РГУ имени С.А. Есенина для педагогических команд образовательных учреждений Форум начался секцией учителей математики.

В начале работы секции Котыхова Е.В., старший методист МБУ «ЦМиСО», представила итоги методической работы в рамках реализации муниципальных проектов и рассказала о перспективах предстоящей работы.

Наумлинская Н.В., учитель математики МБОУ «Лицей № 52», рассказала о четырехступенчатой профилизации в лицее. Основными инструментами достижения профильного образования здесь являются занятия по внеурочной деятельности, викторины, квесты, экскурсии, интегрированные уроки. Для достижения максимального профориентационного эффекта лицей сотрудничает с РГРТУ им. Уткина, РИРО, МФТИ(ЗФТШ), филиалом Московского политехнического университета.

Белякова Л.А., учитель математики МБОУ «Школа № 13», представила тему о применении регионального компонента на уроках математики. Как сделать урок воспитывающим, прививающим любовь и гордость за свой родной край? Как сделать урок интересным и увлекательным и мотивировать учащихся на глубокое изучение предмета? Рязанский край имеет богатую историю. Лариса Анатольевна поделилась опытом работы по применению регионального компонента на разных этапах урока.

Преподаватели кафедры математики РГУ имени С.А. Есенина Бельман С.А. и Платонова С.В. организовали интенсивное практическое занятие «Геометрия в олимпиадах по математике в основной школе». На занятии были рассмотрены олимпиадные задачи по математике, при решении которых учитывались свойства геометрических фигур и теоремы, являющиеся естественным продолжением школьного курса планиметрии.

Участники секции отметили высокое качество подачи теоретического материала, они были активно вовлечены в разбор практических заданий, смогли пообщаться на многие волнующие всех темы.

Под руководством Кузнецовой Е.А., учителя математики многопрофильной школы № 17, четко и по-деловому организована работа ГМО. Плодотворно и эффективно продолжат свою деятельность два объединения: педагогическая лаборатория и межшкольная методическая служба. Елена Анатольевна не смогла лично рассказать о такой значимой деятельности. Причина более чем уважительная – сегодня в торжественной обстановке на пленарном заседании Форума ей вручили Знак Губернатора Рязанской области «За усердие». От души поздравляем!

Приятно начинать большое дело с хороших новостей – это источник отличного настроя на профессиональный труд в наступающем учебном году. Желаем всем педагогам высоких результатов и интересных событий!