Пластилиновые и живописные чудеса: творческая лаборатория «Гамма» в Рязани

18-19 апреля 2019 г. в Рязани работала настоящая творческая лаборатория под руководством художников «АРТ-ГАММА» (Москва). Более 200 педагогов рязанских детских садов и школ на два дня стали учениками: они работали с пластилином, акварелью, гуашью, бумагой и кистями «Гамма», осваивали интересные изобразительные техники и находили новые идеи для вдохновения.

Педагоги, работающие по изобразительному направлению, всегда выступают за творческое развитие детей в современном гаджет-мире. Ведь роботизация не должна подменить главное в Человеке: его Творческое Начало. А пластилин и краски – самое прекрасное детское прикосновение к творчеству: это и тактильные ощущения, и развитие мелкой моторики, и целый фейерверк фантазии и воображения.

18 апреля педагоги детских садов и учителя начальных классов школ изучали программу «Точка. Линия. Пятно». Под руководством художника Валерии Гулидовой педагоги рисовали и раскрашивали основу точками и штрихами; осваивали особенности точечной росписи в дошкольном и начальном школьном творчестве; вспоминали важность и свойства линий в рисунке; рисовали мазками пейзаж. Стройные деревья и просвечивающее через ветви синее небо появились на белых листах перед каждым педагогом.

Валерия рассказывала и показывала различные приёмы при работе с акварелью на занятиях с детьми: акварельную кляксу (пятно), необычные задания по развитию фантазии, а еще – рисование в смешанных техниках.

Интересным опытом стало рисование акварельного скетча. «Ученики» нанесли разноцветные пятна и брызги на бумагу, а затем постарались увидеть в этих пятнах самых необыкновенных бабочек – настоящий простор для фантазии!

Прекрасные эмоции сопровождали создание акварельного цветочного витража: разнообразие узоров и оттенков поражало воображение.

А сколько положительных отзывов вызвало рисование акварельных лилий – тигровых, розовых, сиреневых, причудливых и нежных, ярких и скромных. Каждый педагог унес с собой частичку общего вдохновения!

В соседнем зале царила пластилинография. Ирина Кудашкина рассказала о возможностях создания студии пластилинографии и провела мастер-класс.

Его участниками стали не только дошкольные педагоги и учителя школ, но и будущие учителя начальных классов – студенты 3 курса Института психологии, педагогики и социальной работы при РГУ имени С.А. Есенина. Вместе со своими воспитанниками мероприятие посетила заведующий кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания, кандидат педагогических наук, доцент Е.Ю. Лунькова. Студенты привнесли в атмосферу встречи юношеский задор и непринужденность: они дружно выполняли задания и весело обсуждали свои достижения.

Педагоги и студенты несколькими способами заполняли фон, знакомились с различными видами пластилина; узнали, какие характеристики данного материала лучше подходят для дошкольников и школьников. Затем все «ученики» сами попробовали поэкспериментировать с пластичной массой: наполняли свой лист цветом, применяли стеки, вырезали узоры.

Всеобщее оживление вызвал летний пластилиновый пейзаж в технике граттажа. Нужно было научиться готовить материал для плавных цветовых переходов, правильно наносить слои, вылеплять воздушные облака и «сажать» цветы. Работы получились классными, позитивными и по-настоящему летними. А сколько радости они вызвали у своих создателей!

Участники были готовы изучать все новые и новые техники: увлеченно переводили заготовки для витражей и разминали пластилин для новых шедевров. И они не заставили себя долго ждать! Розы и лилии, колибри и попугаи, сложные пластилиновые орнаменты на пленке снова засияли яркими красками под руками педагогов.

В заключение творческой встречи участники все вместе создавали коллективную работу – огромную розу – в смешанной технике: пластилинового квиллинга и акварели. Сразу много рук стало скатывать тонкие жгутики для лепестков и потянулось к листу ватмана: всем не терпелось узнать, что же получится. Это был прекрасный порыв творчества и единения вдохновленных людей. Много слов благодарности было сказано художникам, много положительных эмоций можно было читать на лицах. Замечательный день!

19 апреля всех наших гостей ждал еще более насыщенный день.

В первом зале для педагогов всевозможных специальностей начался курс правополушарного рисования, и гостей приветствовала его ведущая – Наталья Тарасова, сооснователь первой онлайн школы гуаши, автор методики гармоничной живописи, психолог-кинестетик.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. Это современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования, позволяющий раскрыть творческий потенциал любого человека. Такая нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, и индивидуальные особенности личности.

Вместе с Натальей участники мастер-класса учились быстрой арт-разгрузке и настраивались на творчество.

Сначала предстояло познакомиться с материалом: это была гуашь. Затем был выполнен первый набросок: чудесный южный пейзаж с пальмами в контровом освещении. Педагоги учились работать с темными и светлыми красками.  Далее знакомство с гуашью расширилось – через тактильное общение с красками: второй рисунок педагоги начали выполнять руками. Гуашь накладывалась пальцами и без воды. Такой метод дает прекрасную возможность делиться со своей картиной настроением и чувствами. На белой бумаге засветились десятки солнц – нежно-розовых и огненно-тревожных. Еще пара секунд – и к солнцу полетели птицы!

А какие яркие и таинственные получились восходы над озером с тростниковыми зарослями. Каждый педагог использовал только свои, присущие его настроению оттенки. Те, кто говорил, что рисует первый раз в жизни, показывали свои работы, и все делились впечатлениями.

Это удивительно, но, несмотря на стоящий перед всеми учебный мольберт наставника и одинаковые для всех объяснения, у каждого получилась своя уникальная картинка. Мотив один – а решений много. Все без исключения были рады своим шедеврам. И даже организовали мгновенную выставку работ: посмотреть на такую разную красоту и замечательно прозвучавшие индивидуальные голоса. Занятие пролетело на одном дыхании!

Всего в нескольких шагах от таинств правополушарного рисования учителя ИЗО и педагоги дополнительного образования детских садов и школ работали с не менее таинственной акварелью в классических техниках. И их вдохновенным проводником в мир творчества стал Дмитрий Кузнецов, художник-декоратор, член Союза Художников, необыкновенно обаятельный и увлеченный человек.

Вместе с Дмитрием педагоги отправились в плавание по волнам акварели – техники столь же капризной, сколько и притягательной. Наставник рассказывал об азах «водяной краски», знакомил с инструментами, говорил о разнице работы по мокрому, сухому, отмывках, растяжках цвета, смешениях цветов и переходах, свете и тени. Дмитрий предложил выполнить рисунок мухомора – лесного жителя, весьма часто выбираемого детьми в рисунках за яркость и фактурность.

Композицию рисунка решено было сделать несложной. На переднем плане – сам гриб, а в нижней части – немного мха и травы; фон же практически прозрачный, чтобы не перегружать замысла.

Педагоги создали набросок карандашом, проработали детали акварелью, углубили цвета, добавили оттенки и тени, попробовали создать объем. Дмитрий на мольберте рисовал свой мухомор и помогал с техническими решениями своим коллегам по мастер-классу.

При окончании занятия на стене зала появился целый лес веселых мухоморов – и сказочных, и ботанически точных. Дмитрий поздравил своих «учеников» с прекрасным результатом и попросил не останавливаться на достигнутом и продолжать творческие занятия.

Третья площадка работала гуашью в технике масляной живописи. Учителя ИЗО и педагоги дополнительного образования детских садов и школ настраивались на творчество вместе с Натальей Тарасовой. Наталья доказала, что гуашь – материал вовсе не только для детского рисования и прячет в себе много секретов. Например, гуашь объединяет в себе акварель и масло, ею можно перекрывать слои краски, она имеет огромное количество всевозможных оттенков, а еще светлеет после высыхания, и об этом тоже нельзя забывать. Наталья предложила педагогам поэкспериментировать и удивиться, какие интересные вещи можно нарисовать гуашью в технике масляной живописи.

Педагоги начали работу, и уже через полчаса под их руками стали появляться очертания прекрасного вечернего пейзажа с кипарисами. «Ученики» удивлялись и радовались и настойчиво продолжали творить. И снова: объяснения художника были одними для всех, а картины получились совершенно разными – и по силуэтам, и по цветовой гамме. Радость – так можно описать настроение всех присутствующих в зале!

Интересной и редкой возможностью для рязанских педагогов стал мастер-класс по китайской живописи в технике У-Син от Татьяны Романовой, сооснователя первой онлайн школы гуаши, автора методики гармоничной живописи, психолога-кинестетика.

У-Син – это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство, это поиск того неизведанного, что кроется в глубине души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития. Основное значение имеет то, сколько чувств и эмоций вкладывает художник в своё произведение. В китайской традиции У-Син основное – это система пяти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней стоит всё мировоззрение древнего Китая. В живописи каждому из них соответствуют 5 определённых мазков, с помощью которых художник У-Син пишет свои картины. Педагоги в начале занятия попробовали использовать свою кисть так же, как это делали древние китайские художники.

Первым образом для рисунка стал бамбук. Рисовать бамбук в технике У-Син можно сотнями способов, изображая его в различных состояниях. Бамбук обладает необычной силой и внутренней упругостью и поэтому символизирует благородного и сильного человека. Татьяна показала, как можно рисовать различные типы композиций и различные виды бамбука, а еще приемы написания веточек, сочленений бамбука и листьев. Ведь даже молодые и старые листья бамбука отличаются.

Следующая тема для участниц мастер-класса стала настоящим восхищением: болотные ирисы – излюбленная композиция в У-Син. Ирис – тот самый цветок, в котором игра света и тени достигает апогея, а высшая гармония достигается минимальным количеством цвета и движений. Рисование ирисов полностью сняло страх и напряжение с участников. Столько улыбок, радостного общения и обсуждений на площадке еще не было, а гармоничная этническая музыка, специально подобранная для необычного занятия, только дополняла приподнятое настроение.

Два дня работы творческой лаборатории от художников «АРТ-ГАММА» стали временем для самосовершенствования. Педагогам любых специальностей, а особенно тем, кто работает по изобразительному направлению, необходимо не только постоянное повышение мастерства, но и нахождение в особом состоянии вдохновенности. Именно это чувство наслаждения от собственного творчества мы и должны передавать детям. И пусть не всем из них суждено стать художниками, главное – побуждать к созиданию и раскрытию своих талантов, стремиться познавать мир и удивляться его красоте и совершенству. Иногда к этим сложным понятиям находятся в детстве самые простые ключи – пластилин и краски. Давайте творить вместе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *