Новости

Семинар для учителей географии

20 октября 2021года  на базе ЦМиСО в формате видеоконференции состоялся семинар  «Особенности подготовки к ЕГЭ по географии в условиях перехода на ФГОС», который провела учитель географии МБОУ «Школа № 39 «Центр физико-математического образования»  Нехаева  Е. А.

Екатерина Александровна проанализировала все изменения, которые произошли в содержании ЕГЭ по географии. Сопоставила вопросы прошлого года и демоверсии. Учитель отметила, что ряд вопросов в ЕГЭ были заимствованы из ВПР по географии 11 класса и учащиеся справляются с данными заданиями достаточно успешно. Были подробно проанализированы такие задания как:

1.Задание № 19,20  - работа с таблицами.

  1. Задание 21 и 22, где от учащихся требуется построить профиль.
  2. Задание 26, требующее знания такого понятия как «Индекс человеческого развития ИЧС»

Особое внимание Нехаева Е.А. уделила информационным ресурсам для подготовки к ЕГЭ.

Материалы семинара размещены на сайте ЦМиСО в Электронном  методическом кабинете.

Проект «Наставник»

21 октября в режиме он-лайн состоялась встреча участников муниципального проекта «Наставник». Заместитель директора МБУДО «Центр детского творчества «Феникс» Зузурёва Н.Ю. подробно рассказала о практике наставничества в работе Центра. Особое внимание Наталья Юрьевна уделила таким формам работы как «Педагог-педагог» и вариациям ролевых моделей внутри этой формы . Интересно представлены формы работы «студент-ученик» и «работодатель – студент». В данных формах наставничества участником проекта выступает Ассоциация молодежных организаций «Потенциал», включающая следующие направления -городской штаб школьного актива, местное отделение «Российское движение школьников» города Рязани, Рязанский городской волонтерский центр, Рязанский клуб «Успех в твоих руках», школа игры на гитаре «Аккорд». Результатом организации формы наставничества «студент-ученик» является повышение уровня мотивированности и осознанности подростков среднего и старшего школьного возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, снижение числа социально и профессионально дезориентированных подростков; увеличения числа учеников, планируемых стать наставниками в будущем.

Педагогами дополнительного образования Центра «Феникс» Лёвкиной К.О. (наставник) и Коган Е.Н. продемонстрирован мастер-класс для молодых (начинающих) педагогов дополнительного образования групп предшкольной подготовки «Формирование элементарных математических представлений».

Слушатели высоко оценили работу коллектива, пожелав успехов в дальнейшей работе.

Проект «Педагогический абонемент»

21 октября педагоги МБОУ «Школа № 35» провели онлайн-семинар «Рабочая программа воспитания: особенности вариативной части (из опыта работы).

Кюн Н.Ф., классный руководитель и учитель русского языка и литературы, подробно рассказала о работе педагогического коллектива над реализацией и  внедрением программы воспитания и интеграции модулей программы. Миронова О.В., классный руководитель и учитель технологии, напомнила о духовно-нравственных ценностях в модуле «Патриотическое воспитание «Я – рязанец».

О работе модуля «Школа-территория безопасности» рассказала Свиркина И.С., классный руководитель и учитель английского языка. Представленный модуль «Наставничество-успех для всех» ставит цель-разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными/ социальными потребностями, выявление и воспитание обучающихся-лидеров, волонтеров, патриотов. Булганина Ж.Г., учитель начальных классов, интересно представила работу школы в этом направлении.

Коллеги поблагодарили педагогов за интересую и своевременную информацию и высоко оценили работу школы в разработке и интеграции модулей программы воспитания.

Проект «Педагогический абонемент»

21 октября 2021 года в рамках работы Межшкольной методической службы прошел семинар «Актуальные методические приемы подготовки к ВПР по истории и обществознанию». В семинаре приняли участие педагоги города Рязани, которые получили возможность познакомиться с современными технологиями, применяемыми при подготовке обучающихся к ВПР.
Учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 64» Матыкина М. И. предложила коллегам собственные методические наработки по использованию интерактивной рабочей тетради по истории для работы с 5- 8 классами. Современный подход и новейшие информационные технологии позволяют наиболее эффективно готовить обучающихся к ВПР.
Учитель истории МАОУ г. Рязани «Лицей №4» Воронина Л. Г. представила обзор интернет-ресурсов, которые можно применять для организации работы школьников по истории и обществознанию, в том числе и для разбора наиболее сложных заданий ВПР по данным предметам.

Методическая площадка для музыкальных руководителей «Музыкальный парк»

20 октября 2021 г. в МБУ «ЦМиСО» в формате видеоконференции ZOOM в рамках муниципального проекта «Педагогический абонемент» состоялась методическая площадка для музыкальных руководителей «Музыкальный парк».

Своим опытом работы поделились Кобелева Наталья Николаевна и Алексеева Марина Анатольевна, музыкальные руководители МАДОУ «Детский сад № 38».
Музыкальные руководители работали в тесном взаимодействии друг с другом: играли приходящих героев – Петрушку и Домисольку.
Наталья Николаевна представила музыкально-игровую миниатюру «Музыкальный домик с Петрушкой» с детьми 2-ой младшей группы. В процессе музыкальной деятельности у детей воспитывалась эмоциональная отзывчивость на музыку, формировалось умение узнавать знакомые песни, способность различать звуки по длине, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко – тихо), совершенствовалось умение различать звучание детских музыкальных инструментов.

Особый восторг детей вызвал выход Петрушки с аккордеоном, который на протяжении всего занятия поддерживал живой интерес детей.
Марина Анатольевна представила организованную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию «Мир музыки и фантазии» с детьми подготовительной к школе группы. Педагог в процессе музыкальной деятельности – вместе с Домисолькой – вызывала у детей яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера, способствовала умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, закрепляла практические навыки выразительного исполнения песни Владимира Шаинского «Улыбка». Очень органично в занятие вплелась опытно-исследовательская деятельность: дети опустили в воду бумажные лилии, которые распустили лепестки.
Слушатели высоко оценили деятельность коллег, пожелали успеха и профессиональных достижений.

Команда рязанских педагогов вышла в суперфинал на соревнованиях Всероссийского форума «Сквозные образовательные траектории»

17 октября в Ялте завершил работу Всероссийский форум «Сквозные образовательные траектории», объединивший на своих площадках 72 финалиста из 36 регионов и более 20 тысяч неравнодушных и увлеченных своим делом педагогов со всей страны в онлайн формате. Эксперты, работники образования, представители органов государственной власти, некоммерческих организаций и объединений в социальной сфере взаимодействовали в информационном поле лучших образовательных практик, делились опытом, соревновались в интеллектуальных состязаниях. Соревнования были организованы по номинациям: «Здоровье», «Культурное многообразие», «Непрерывное образование», «Проектная деятельность», «Социальное партнёрство», «Цифровизация». Программа первого дня включала в себя   СОТовые батлы,  решение образовательного кейса, после чего стали известны имена 12-ти суперфиналистов. В их число вошла Ольга Александровна Лагода (МБОУ «Школа №38» г. Рязани) с проектом «Лаборатория 4К - ресурсный центр формирования функциональной грамотности школьников» в номинации «Цифровизация». Суперфиналисты представили практические мастер-классы и презентации проектов в стиле TED.

В течение трех насыщенных дней участники Форума обсудили точки роста, тренды, инновационные практики и другие актуальные вопросы в рамках каждой из СОТ.
В ходе СОТовых форсайтов и панельных дискуссий представители сферы образования, руководители и эксперты обсудили и спроектировали видение будущего, а также пути проведения системных преобразований в целях устойчивого развития и повышения качества образования в актуальных направлениях.

Семинар учителей биологии

19 октября 2021 года в МБУ «ЦМиСО» состоялся онлайн-семинар учителей биологии «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Особенности ЕГЭ в 2021 году», на котором выступила Струкова Н.А., председатель экспертной комиссии по проверке ЕГЭ по биологии.
Наталья Александровна отметила, что экзамен по биологии – один из сложных и с каждым годом он усложняется. Средний балл по РФ снизился, по сравнению с прошлым годом, и составил 51,28. Что касается КИМ, то он не имел особых изменений, но был увеличен объем ответов во второй части. Наталья Александровна детально проанализировала задания и процент их выполнения выпускниками. Наиболее сложными по-прежнему остаются задания 25 и 26. Свое выступление лектор завершила рекомендациями учителям по подготовке к ЕГЭ по биологии, что наибольшее внимание следует уделить таким вопросам как эволюция систем органов, жизненные циклы растений, истории биологических открытий, теорий. В перспективе экзамен по биологии будет усложнен. В соответствии с ФГОС СОО, будет усилена его практическая часть. Изменится и первичный балл – 59.
С учетом изменений в содержании экзамена мы продолжим проводить семинары с целью оказания методической помощи и обмена практическим опытом.

Педагогический абонемент. Математика

18 октября 2021 года в МБУ «ЦМиСО» в формате видеоконференции ZOOM состоялся семинар учителей математики в рамках муниципального проекта «Педагогический абонемент», на котором выступили Моисеева Е.В., учитель математики МБОУ «Гимназия № 5», и Королева Т.П., учитель математики МБОУ «Школа № 38».

Елена Викторовна поделилась опытом по применению интерактивных упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности. Интерактивные упражнения – это упражнения, которые учитель использует на уроках как электронный образовательный ресурс. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
Интерактивные упражнения применяют для изучения нового материала, закрепления, контроля или самоконтроля.

Татьяна Петровна выступила по теме «Функциональная (математическая) грамотность на уроках математики», рассказала о теоретических аспектах и приемах формирования математической грамотности на уроках. Математическая грамотность «состоит» из двух основных компонентов:
– фундаментальные математические идеи: «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения»;
– математическая компетентность – это сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. Для формирования математической грамотности применяют следующие типы задач: предметные задачи, межпредметные задачи, практико-ориентированные задачи, ситуационные задачи.

«Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности» (Д. Пойа).
Материалы абонемента доступны по ссылке: https://u.to/xiOkFg .

Проект «Педагогический абонемент» Мастер-класс «Приемы обучения каллиграфическому письму в 1 классе»

19 октября 2021 г. в МБУ «ЦМиСО» в формате видеоконференции ZOOM в рамках муниципального проекта «Педагогический абонемент» состоялся мастер-класс «Приемы обучения каллиграфическому письму в 1 классе». Своим опытом работы поделилась Железникова Наталья Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 60/61 имени Героя Российской Федерации Д.О. Миронова».
С первых дней поступления ребенка в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.
Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны - графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно. Графические навыки письма - это один из видов двигательных навыков, в формировании которых много общего с другими двигательными навыками. Однако, в отличие от других двигательных навыков, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма. Все мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе. В некоторых школах чистописание является предметом обучения красивому четкому письму. Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом. Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается, прежде всего, и тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе. Над решением данной проблемы работали известные русские педагоги, психологи, методисты, такие как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимали искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Наталья Васильевна поделилась приемами обучения каллиграфическому письму в 1 классе, которые применяет она и ее коллеги на своих уроках.

Семинар «Интерактивные технологии SMART в образовательной деятельности»

18 октября 2021 года в МБУ «ЦМиСО» в формате видеоконференции ZOOM в рамках муниципального проекта «Наставник» прошел семинар «Интерактивные технологии SMART в образовательной деятельности».

Чуприкова Екатерина Константиновна, воспитатель центра развития ребенка - детского сада № 143, познакомила слушателей со смарт-технологиями, которые применяет в работе со своими воспитанниками. Она рассказала, в какой момент занятия лучше всего использовать интерактивное оборудование, как загружать необходимый демонстрационный материал, организовывать звуковое сопровождение.

Екатерина Константиновна продемонстрировала фрагмент организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Математики» с использованием интерактивного оборудования и дала инструкцию по использованию ресурса интерактивной доски IQBoard.
Слушатели высоко оценили представленный опыт работы, пожелали Екатерине Константиновне профессиональных достижений в будущем.