«Университетская среда» для учителей начальных классов

В рамках федерального проекта «Учитель будущего» и муниципального проекта «Университетская среда» в феврале 2020 года на базе РГУ имени
С. А. Есенина, института психологии, педагогики и социальной работы в рамках сотрудничества с Центром мониторинга и сопровождения образования г. Рязани преподавателями кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методик их преподавания был проведен цикл лекций, семинаров и мастер-классов для учителей начальных классов города Рязани и области. Выступающими продемонстрированы передовые достижения, современные научные разработки в области методики преподавания гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Слушателям были представлены актуальные проблемы методики преподавания основных предметов начальной школы: математики, русского языка и литературного чтения.

Открыла цикл профессор, доктор педагогических наук Демидова Нина Ивановна, которая прочитала лекцию на тему «Трудные случаи морфологического членения слов». Лекция имела целью дать учителям-практикам научные основы разбора слова по составу. Были рассмотрены сложные случаи членения слова на морфемы, в том числе связанными с историческими изменениями морфемного состава слов (опрощение, переразложение, усложнение), характером корня (связанные и свободные), особенностями морфемных «швов» (на стыке приставок и корня, корня и суффиксами, суффикса и окончанием), наличием исторических чередований и других. Даны методические рекомендации по отбору дидактического материала для морфемного анализа слов в начальной школе, последовательности выделения морфем, охарактеризованы трудные и спорные случаи и типичные ошибки.

Доцент, кандидат педагогических наук Богданова Елена Святославовна провела мастер-класс на тему «Реализация принципа соизучения языка и культуры». Мастер-класс начался с того, что ведущий охарактеризовал проблему размытости культурной идентичности в современной России и показал, как её решение может быть связано с реализацией принципа соизучения языка и культуры на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Рассмотрено, какую роль в реализации данного принципа играют интеграция уроков русского языка и литературного чтения, анализ художественного текста – выделение в нём лингвокультурем (проекций элементов культуры в языковой знак), использование на уроках произведений иных искусств (живопись, музыка и др.), проектный метод, урок одного слова. Большая часть мастер-класса посвящена разбору конкретного примера – анализу в аспекте реализации принципа соизучения языка и культуры рассказа А.П. Чехова «Мальчики» при интеграции уроков литературного чтения и русского языка в IV классе. Предложенные материалы учителя смогут использовать в своей практической деятельности.

На семинаре доцента, кандидата педагогических наук Сысоевой Светланы Викторовны «Лексико-фразеологическая работа в начальной школе» были проанализированы такие актуальные темы, как использование лексико-фразеологических средств в конкретном произведении, употребление слов и фразеологизмов в авторской речи и речи персонажей, вербальное и невербальное поведение главного героя, рассмотрены понятия «художественное время» и «художественное пространство».

Доцент, кандидат педагогических наук Алентикова Светлана Алексеевна выступила перед учителями с темой «Работа с текстом в начальной школе». Светлана Алексеевна обратила внимание на актуальность темы, ее значимость при обучении русскому языку и при работе с художественным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе. Алентикова С.А. обратила внимание на уровневое строение текста, на критерии отличия текста от других коммуникативных единиц. Более подробно Светлана Алексеевна остановилась на разграничении понятий тема текста, основная мысль и проблема текста, на конкретных примерах рассмотрела способы выражения этих текстовых понятий и провела параллель с заданиями в части 2 в ВПР по русскому языку для 4 класса. Светлана Алексеевна наглядно показала учителям последовательность работы по формированию у младших школьников умений определять тему и основную мысль текста, на материале фрагмента из текста А. Поцюса о Барбоске представила серию вопросов, которые позволили точно определить проблему текста.

Старший преподаватель Кудряшова Наталья Михайловна провела семинар на тему «Решение текстовых задач с использованием графических моделей». На семинаре были проанализированы разные типы текстовых задач, изучаемых в начальных классах. В ходе своего выступления Наталья Михайловна рассмотрела разные виды графических моделей и рациональность их применения в различных ситуациях. Она отметила важность приобретения умений решать текстовые задачи на начальном уровне образования, на котором закладывается основа обучения математике для последующих этапов. Наталья Михайловна на примерах различных задач показала, что применение графических моделей в методике обучения решению текстовых задач развивает мышление младших школьников.

Завершила цикл заведующая кафедрой, доцент, кандидат педагогических наук Лунькова Елена Юрьевна, которая представила к обсуждению семинар на актуальную тему «Инклюзивный урок математики в 4 классе». В своем выступлении она раскрыла условия, особенности, структуру, коррекционно-развивающие задачи урока математики в классе, в котором занимаются обучающиеся с ОВЗ. На примере урока 4 класса на тему «Письменное умножение на трехзначное число» Елена Юрьевна раскрыла этапы урока и показала упражнения, приемы и программные средства, которые может использовать учитель в своей работе в инклюзивном классе. Тема получила отклик учительской аудитории и вызвала активное обсуждение представленных упражнений.
Данный цикл мероприятий позволил реализовать в университетской среде цель федерального проекта «Учитель будущего» по актуализации профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций учителей начальных классов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *