Городские педагогические встречи «Наука. Образование. Практика». ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

Сегодня 26 марта 2019 года – и мы продолжаем серию ежедневных публикаций с места событий мартовских педагогических встреч.

Дошкольные педагоги сегодня стали участниками открытой лекции по гендерному воспитанию и посетили методическую площадку в детском саду № 34.

Заведующий детского сада Захарова О.Н. открыла профессиональное общение дня выступлением об основных аспектах SТЕМ-образования и преимуществах внедрения SТЕМ-технологий в образование для развития детей.

Воспитатели МАДОУ «Детский сад №34» Луканцова Е.А., Лобода Т.В., Сенченко В.В. и Абдусаламова М.К. представили гостям практический опыт работы с современными дидактическими средствами и доказали их важную роль в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Посетители стали свидетелями серии открытых занятий с детьми, а затем приняли активное участие в мастер-классе победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России — 2019» Павловой Г.Б. на тему «Использование современных игровых средств на занятиях по ФЭМП в работе со старшими дошкольниками».

Детский сад № 34 подготовил для своих гостей расширенную программу профобразования. Воспитателем Козюн М.Б. был проведен мастер-класс «Использование конструкторов нового поколения в познавательном развитии детей дошкольного возраста». Спикер Бабаназаров М.Т. делился авторской методикой работы на мастер-классе «Развитие математических навыков у дошкольников» на основе набора «Первые шаги в математику». Спикер Колоколов И.А. знакомил коллег с удивительным комплектом «Наука для дошколят» в своем мастер-классе «Развивающая личностно-ориентированная среда».

Для гостей учреждения была организована выставка новейшего оборудования по ФЭМП, которое педагоги уже применяют в практической деятельности.

На базе РГУ Марина Сергеевна Лукова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии РГУ, специалист в области профессионального становления психолога и гендерной психологии, затронула интересующую педагогов дошкольного образования тему «Гендерного воспитания дошкольников».

Как отмечает сама М.С. Лукова, данная тема очень неоднозначна и вызывает много споров. Несмотря на то, что термин «гендер» был введён ещё в 70-е годы 20 века, его понимание неверно отражается в умах не только простых граждан, но и людей, чья деятельность связана с необходимостью формировать гендерную идентичность у детей. Понимание данного вопроса

очень важно для работников дошкольных учреждений, потому что «необходимость руководствоваться методами обучения, исходя из интересов ребёнка, является более верным решением, чем трансляция личного опыта», – подчеркнула Марина Сергеевна. Ведь именно педагог оказывает непосредственное влияние на то, как во время образовательного процесса воспитанник усваивает «мужское» и «женское» поведение.

В ходе изучения истории данной темы, сопоставления фактов и дискуссии участники мероприятия вместе с докладчиком пришли к выводу, что «идеальные образы» в современном мире не работают: необходимо создавать гендерно-сбалансированное воспитательное пространство, которое позволит личности соединять в себе лучшие гендерные характеристики, понимая свои особенности и принимая индивидуальность другого человека.

Необыкновенно широкий круг вопросов был освещен сегодня для аудитории учителей начальных классов.

На площадке РГУ имени С.А. Есенина прошли мероприятия различных форматов.

Учитель начальных классов школы № 7 Марина Сергеевна Волкова представила своим коллегам мастер-класс «Игрофикация в начальной школе». Педагог указала на различия между понятиями «игра» и «игрофикация», а для наиболее эффективного способа построения урока с использованием игрофикации предложила «Систему 9-О». Она включает в себя определение цели и инструментов, описания игроков, осознание целевого поведения, обозначение пути героя, поиски позитивных сторон игры, репетиция на прототипе, обработку обратной связи и редактирование системы. Марина Сергеевна не только поделилась с присутствующими полезными Интернет-ресурсами и методическими наработками, но была критичной и представила набор существующих ошибок и недочетов в данном формате обучения.

На базе МБУ «ЦМиСО» для учителей начальных классов прошла параллель практико-ориентированных семинаров «Внедрение ИКТ в образовательный процесс на примере интерактивного курса «Учи.ру». «Учи.ру» – это онлайн платформа, обладающая большими возможностями по развитию детей в школе и дома; она абсолютно интерактивна, а система выстраивает индивидуальный маршрут для каждого ребёнка. Специалист по обучению «Учи.ру» Л.А. Куликова отметила все положительные стороны «Учи.ру»: это реальная возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов младших школьников; способствование развитию у детей интереса к школьным предметам; использование в качестве инструмента инклюзивного образования; возможность оперативного получения сравнительной статистики успеваемости по каждому конкретному ученику, а также в разрезе классов/школ/городов. Участники семинара заняли места в компьютерном классе и самостоятельно познакомились с возможностями учителя при использовании данного ресурса. Многим педагогам платформа очень понравилась, и они серьезно задумались о возможности внедрения заданий платформы в образовательный процесс.

Учитель начальных классов школы № 61 Котикова Ирина Михайловна предложила своим коллегам сложную тему для обсуждения – «Обучение ребёнка с РАС». В начале выступления спикер сообщил аудитории о трудностях выявления детей с признаками особенности поведения, о сильных и слабых сторонах их восприятия и мышления, об опыте работы с ребёнком-аутистом с адаптированной ООП вариант 8.3. Далее Ирина Михайловна поделилась размышлениями о сложностях начала обучения, о трудностях знакомства и привыкания друг к другу учителя и ребёнка, о динамике успехов, об улучшении моторных функций мальчика, которое проявлялось на занятиях по технологии и ИЗО благодаря совместной работе и творчеству.

Шиманова Л.И., учитель начальных классов школы № 61, рассказала об особенностях организации учебной деятельности с использованием цифровых ресурсов. В начале своего выступления Шиманова Л.И. обратила внимание на то, что в 2018 году был утвержден Приоритетный проект «Цифровая школа». Педагог познакомила коллег с современными образовательными онлайн-платформами, такими как «mytest.klyaksa.net», «LearningApps» и различными цифровыми ресурсами и технологиями. Подробно была представлена работа по проекту «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа». Спикер привел познавательные фрагменты уроков, варианты тестовых заданий и т.д.

Рудная Н.Ю., учитель начальных классов школы № 8, в ходе мастер-класса «Взаимосвязь печатных и электронных форм учебников в условиях реализации ФГОС» подробно и грамотно познакомила коллег с теоретическими и практическими аспектами использования электронных и печатных форм учебников. Педагог рассказала о целесообразности и вариантах применения электронных форм учебников (ЭФУ), а также показала возможности ЭФУ для оценки достижений, организации самостоятельной работы, и др.

Учитель начальных классов школы № 55 Ожерельева С.В. выбрала темой своего выступления «Учебную ситуацию как способ реализации деятельностного подхода». Светлана Викторовна обосновала теоретические подходы к использованию учебной ситуации на уроках и во внеурочной деятельности и актуальность данной проблемы в современной образовательной среде. Педагог познакомила с видами учебных ситуаций и с особенностями их применения на разных этапах урока.

Сегодня к участникам педагогических встреч присоединились учителя истории и обществознания. В РГУ имени С.А. Есенина состоялась лекция доцента кафедры истории России, кандидата исторических наук, Евгения Георгиевича Тарабрина. Тема лекции «Рязанский край в истории России» была рассмотрена лектором с различных сторон. Так, например, с точки зрения преподавания краеведения в средней школе Е.Г. Тарабриным было справедливо замечено, что существует ряд проблем и история родного края фактически не изучается, а в большинстве случаев наблюдается интеграция основных проблемных вопросов рязанской истории в курс истории России. Также были подняты важнейшие проблемные вопросы взаимодействия древней и средневековой Руси с Рязанской землей. Безусловно, все слушатели смогли углубить свои знания в данной области, получив не только личную оценку тех или иных событий от Евгения Георгиевича, но и оценку большого количества историков, на которых ссылался лектор, и труды которых рекомендовал использовать в процессе преподавания истории в школе. Все слушатели смогли вдохновиться очень интересной и познавательной лекцией мэтра исторической науки нашего региона, а кроме того, единодушно сошлись во мнении, что это снова позволило почувствовать себя студентами родной альма-матер.

Активно работал блок мероприятия для учителей биологии. Педагоги посетили три публичные лекции и круглый стол. Автором лекции по экологизации содержания всех разделов биологии стали Селезнева Ю.М. и Круглова А.П. – кандидаты биологических наук, доценты кафедры биологии и методики преподавания биологии РГУ. Сазонов В.Ф. – кандидат биологических наук, доцент наук кафедры биологии и методики преподавания биологии – прочитал своим заинтересованным слушателям лекцию «Методы научного познания живой природы». Кандидаты биологических наук, доценты наук кафедры биологии и методики преподавания биологии Ананьева С.И. и Золотов Г.В. представили лекцию по решению и оформлению в соответствии с критериями ЕГЭ по биологии заданий по разделу «Общая биология». Круглый стол «Внедрение исследовательского подхода и проектной технологии в образовательную деятельность. Раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней» провели кандидаты биологических наук, доценты кафедры биологии и методики преподавания биологии РГУ Марочкина Елена Анатольевна и Чельцов Николай Васильевич. Елена Анатольевна представила подробную информацию о многочисленных творческих конкурсах различных уровней по биологии, которые проходят не только в нашем городе, но и в других городах России. Присутствующие учителя биологии с удовольствием поделились своим конкурсным опытом с коллегами. Николай Васильевич рассказал о том, какие исследовательские и проектные работы по биологии можно организовать и провести со школьниками. В основном это темы, связанные с зоологией. Лектор акцентировал свое внимание на важности постоянного «общения» детей с природой, для чего нужно как можно чаще устраивать экскурсии по предмету.

В РГУ им. С.А. Есенина для учителей географии города Рязани была проведена лекция по теме «Формирование современной политической карты мира». Мишнина Елена Ивановна, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и туризма РГУ, подробно осветила вопросы, связанные с формированием политической карты, познакомила педагогов с последними изменениями качественного и количественного характера, привела примеры. В ходе лекции были освещены и такие вопросы как свободная ассоциация государств, сецессия, самопровозглашенное государство и ряд других. Особое внимание Мишнина Е.И. уделила вопросу переноса столиц государств. Весь материал был четко систематизирован по годам, материкам и частям света, что, конечно, очень облегчает педагогам города возможность применения данной информации на уроках географии и при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии. В качестве приятного бонуса педагогам была представлена информация по геоконфликтологии.

Работа круглого стола по теме «Актуальные вопросы географии: новые месторождения нефти и газа, изменения в рейтинге стран по добыче нефти и газа, особенности экономики Рязанской области» Любовь Александровна Ружинская, кандидат географических наук, доцент, начала с приветствия пришедших на мероприятие учителей, многие из которых являлись ее бывшими студентами. Любовь Александровна воспользовавшись моментом, позволила себе отметить основную проблемы, с которой сталкиваются преподаватели вуза – плохое ориентирование в карте. Главный вопрос, который обсуждался на круглом столе, – это необходимость возвращения в преподавание географии регионального компонента. Педагоги рассказали о том, как и в какие темы они включают региональный компонент. Все участники круглого стола отметили, что ученики обязательно должны знать географию Рязанской области. Мишнина Елена Ивановна, кандидат географичеких наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и туризма РГУ, составила обзор основных изменений произошедших в мировой нефтяной и газовой промышленности, познакомила учителей географии с недавно введенными в эксплуатацию месторождениями углеводородов и перспективами их дальнейшего развития. Каждый участник круглого стола получил от его организаторов подробную подборку статистических материалов по обозначенным темам в печатном виде, а материалы в электронном виде будут размещены на сайте ЦМИСО в разделе «География».

На состоявшемся мастер-классе «Исследовательский подход и проектные технологии в образовательной деятельности в области географии» учителя географии города Рязани под руководством Бирюковой Елены Вадимовны, кандидата географических наук, доцент кафедры физической географии и методики преподавания географии РГУ, разбирали основные этапы работы над проектом, обсуждали возможные варианты проектов, их место в учебном процессе и значение для всех участников образовательного процесса. Были рассмотрены типичные ошибки и недочеты. Елена Вадимовна привела примеры успешных проектов и обратила внимание присутствовавших на основную особенность проекта, о которой иногда забывают – результатом любого проекта должно быть получение готового продукта.

На круглом столе «Актуальные вопросы географии: изменения в часовых зонах, особенности природы Рязанской области». «Работа с картой на практическом туре Всероссийской олимпиады школьников по географии» с учителями географии встретились Водорезов А.В., кандидат географических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой физической географии и методики преподавания географии РГУ, и Кривцов В.А., доктор географических наук, профессор кафедры физической географии и методики преподавания географии РГУ.

В.А. Кривцов со свойственным ему юмором осветил вопрос изменения в часовых зонах на территории России, напомнил присутствовавшим историю данного вопроса, рассказал об основных нюансах данной темы. Вячеслав Андреевич подробно рассказал об открытых в последнее время месторождениях нефти, газа и угля, назвал перспективные районы добычи угля. Водорезов А.В. обсудил с педагогами вопросы современного изменения климата, познакомил с матрицей фенологических сезонов по средним данным метеостанций Рязани, Елатьмы и Брыкина Бора, которая наглядно иллюстрирует климатические изменения на территории рязанской области. Особое внимание Алексей Владимирович уделил возможностям информационных технологий в преподавании предмета и наглядно продемонстрировал возможности некоторых программ. В частности EarthViewer.

Учителя информатики города Рязани совместно с преподавателями РГУ и центра ДО «Кванториум» обсудили вопросы, связанные с методикой преподавания информатики в школе в условиях реализации новых стандартов, в частности, преподавания основ программирования и робототехники в школе.

Преподаватель робототехники центра дополнительного образования «Кванториум» Кузнецов Александр Михайлович рассказал о направлениях деятельности детского технопарка «Кванториум», представил организацию процесса обучения робототехники в условиях реализации ФГОС. Александр Михайлович отметил, какие робототехнические наборы наиболее перспективно использовать в образовательном процессе. Изучение основ электроники и робототехники, а также 3D-прототипирования  можно и онлайн,  используя системы online-обучения, например, TinkerCAD. Это online-сервис и среда моделирования для работы с 3D объектами и электронными схемами. Учитель может создать виртуальный класс, в который пригласить учеников для совместной работы над проектом.

На лекции по теме «Методические рекомендации в области преподавания программирования в школе», которую провел Романчук Виталий Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики РГУ, учителя познакомились с перспективными направлениями в области программирования. Виталий Александрович отметил, что современные тенденции в программировании преимущественно основаны на разработке web-приложений, направлены в сторону облачных вычислений и прочих подходов к организации распределенных архитектур программного обеспечения.  Фаворитом среди начинающих и даже опытных разработчиков был назван язык программирования Python. При изучении профильного курса программирования лектор посоветовал изучать JavaScript, с помощью которого можно создавать веб-приложения, серверные приложения, desktop и мобильные приложения.  Помимо Python и JavaScript, среди популярных языков программирования остается Go-разработка компании Google, с помощью которой можно успешно создавать приложения с поддержкой параллельных вычислений.

Что должны знать выпускники школ, чтобы учиться в вузе? На этот вопрос постарались ответить Иванова Дарья Сергеевна и Пузанкова Людмила Викторовна – кандидаты педагогических наук, доценты кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики РГУ. Ведущие круглого стола представили основные направления подготовки физико-математического факультета, формы и профили обучения, вступительные испытания. Дарья Сергеевна и Людмила Викторовна подробно остановились на вопросе о базовых знаниях и умениях в области информатики и ИКТ у абитуриентов при поступлении в вуз.

Проводниками направления «Воспитательная работа» стали сотрудники кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ. Кандидат педагогических наук, доцент Жокина Н.А. стала спикером круглого стола «Актуальные проблемы развития РДШ». На открытой образовательной площадке «РДШ: точки развития» поднимались актуальные вопросы о вожатых в школах, в живом диалоге обсуждались качества старших вожатых - ответственность, активность коммуникабельность; педагоги отмечали профессиональные и организаторские способности. Работа в группах вылилась в обсуждение кадрового потенциала в школах, решению педагогических задач, содержанию понятия «вожатый». Также Надежда Алексеевна акцентировала внимание присутствующих на профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (старший вожатый).

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ Бирючинская Т.А. предложила коллегам поучаствовать в мастер-классе «Биоэтика и педагогика: грани взаимодействия». Татьяна Александровна представила «Календарь биоэтики», рассказала о создании первого биоэтического комитета в 70-х годах 20 века; поделилась интересной информацией о соотношении биоэтики и медицины, биологии, педагогики, теологии.

Темы, освещенные 26 марта учителями и преподавателями РГУ, настолько заинтересовали присутствовавших, что, по словам ИнформАгентов, спикерам задавалась масса вопросов, а посетители не спешили расходиться. Приподнятое настроение и неравнодушные глаза «студентов» – высшая награда для преподавателя.

Завтра к работе Встреч присоединятся учителя математики, химии, литературы, английского и немецкого языков. Ждем вас, коллеги!

ИнформАгенты:

Цыплакова Ю.В. (детский сад № 34)

Евстигнеева О.В. (школа № 63)

Макарова О.В. (школа № 43)

Ивахин Н.С. (школа № 1)

Титова Е.В. (школа № 64)

Попова М.В. (детский сад № 26)

Степура Е.Е. (школа № 66)

Третьякова Е.А. (школа № 17)

Ожерельева С.В. (школа № 55)

Дагаргулия А.Ш. (школа № 37)

Антипова О.В. (школа № 61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *