БИТВА ПРОФЕССИОНАЛОВ: дошкольные учреждения. ЧЕМПИОНАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД – 2023

Команды детских садов проходили испытание «Битва профессионалов» на базе школы № 63.

Команда детского сада № 24 «Звездный десант» представила мастер-класс «Развитие у детей эмоционально-образного и логического начала посредством авторских предметно-игровых систем». Научить ребенка мыслить – главная цель работника дошкольного образования, по их мнению. Средством для достижения этой цели могут быть авторские игры В.В. Воскобовича, игры В.А. Кайе, а также адаптированные, усовершенствованные и доработанные игры, которые сделали педагоги своими руками. Педагоги фокус-группы, трансформируя квадрат Воскобовича, сделали ежика, туфельку, самолет, а с помощью сот Виктора Кайе выложили молоток. Особый восторг вызвали соты с кармашками для картинок, сделанные руками педагогов. Коллеги оценили их функциональность, игровой ресурс, возможность использования в разных направлениях развития детей.

С использованием адвент-календаря в рамках педагогического процесса в ДОУ познакомили коллег педагоги детского сада № 30. Заместитель заведующего по ВМР Рябых Ольга Андреевна рассказала, как использует календарь в работе с педагогами, а также алгоритм его применения с детьми: стиль должен соответствовать выбранной тематике, располагать календарь необходимо на уровне глаз детей, задания добавлять в день, когда дети будут его выполнять. Воспитатель Иванова Е.А. представила экологический адвент-календарь, который использует в работе с детьми старшей группы; Тимакова С.О. – адвент-календарь «Знакомство с буквой»; музыкальный адвент-календарь представила музыкальный руководитель Морозова Е.Г. Все присутствующие заинтересовались заявленной технологией, отметили ее целесообразность применения в ДОУ. Особый акцент был сделан на самостоятельном создании календарей детьми.

Очень необычно начала свой мастер-класс команда «Оптимисты» из детского сада № 137. На экране появился видеофрагмент с героем мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Вовке стало скучно, и он очень захотел попасть в детский сад и всему научиться. Тут же герой появился в зале, и педагоги взяли его под свою опеку, показали, чем он будет заниматься в детском саду и чему научится. Педагоги фокус-группы совместно с Вовкой собрали киндер-сюрпризы на скорость, «съели спагетти» (намотали шнур на палку), выполнили задание на балансире (меняя руки, разложили предметы в корзинки по цвету), поиграли в нейроигры, тем самым способствуя развитию межполушарных и межанализаторных нейронных связей в коре головного мозга посредством общей моторики. Конечно же, Вовка решил остаться в таком замечательном детском саду, и его записали в старшую группу.

Команда «Тайна Планеты – 91» из детского сада № 91 познакомила коллег с космическими возможностями простого кубика. Кубсат применяют для проведения школьных и студенческих экспериментов в околоземном космическом пространстве. В детском саду можно использовать только его макет, что с успехом и делают педагоги. Коллегам из фокус-группы посчастливилось в него заглянуть. Также им были предложены обычные кубики с изображением животных и созвездий, которые необходимо было объединить парами. Далее появились кубики-конструкторы, которые используют для развития артикуляционного аппарата детей и связной речи. Педагоги детского сада широко применяют кубики в музыкальной и изобразительной деятельности с детьми. Слушателям было предложено выложить из кубиков последовательность действий, которые необходимо совершить для изображения планеты, а затем их осуществить.

Команда «Одуванчики» из детского сада № 89 погрузила присутствующих в мир театра, который она считает поистине чудом. Педагоги отметили важность развития эмоциональной сферы для участия в театрализованных постановках, предложили участникам фокус-группы поиграть в игру «Найди пару по эмоции», затем была проведена психогимнастика для снятия психоэмоционального напряжения, так как артисты должны себя чувствовать на сцене спокойно и уверенно. И конечно же, нужны актеры и атрибуты. Следующая фокус-группа сделала кукол для кукольного театра из пластиковых ложек, а затем началась работа над сценической речью. Педагоги разогрели артикуляционный аппарат и провели работу со скороговоркой «От топота копыт пыль по полю летит». Закончился мастер-класс театрализованной постановкой в исполнении родителей воспитанников «Разговор олимпийских богов» о необходимости разбудить детскую душу.

Мастер-класс на тему «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» представила команда «ТЕРЕМ и Ко» детского сада № 29. Педагоги познакомили коллег с кинезиологией как наукой. Учитель-логопед Козорезова О.В. представила математическое пособие Геоборт и показала, как применяет его в своей деятельности с детьми. Воспитатель Сибирцева С.В. предложила участникам фокус-группы рисование на манке двумя руками одновременно. Сказала, что начинать эту работу можно со второй младшей группы. Она способствует развитию межполушарных и укреплению нейронных связей у детей и взрослых. Устинова Ю.В. рассказала о кинезиологических упражнениях. Она предложила их использовать во всех видах деятельности с детьми и режимных моментах. Фокус-группе было предложено упражнение «Умная дорожка», которое способствует тренировке внимания, саморегуляции и контроля. Скиба К.М. показала, как применяет кинезиологические упражнения в логопедической практике. Такие упражнения, по словам педагога, способствуют развитию артикуляционной моторики, предупреждению нарушений письма и чтения. По окончании мастер-класса все участники фокус группы получили свитки с кинезиологическими упражнениями в свою методическую копилку, а весенняя картина ожила!

Команда «102 удара в минуту» детского сада № 102 представила мастер-класс на тему «Использование технологии «Мэджик-бокс» в образовательном процессе ДОУ». Педагоги представили деревянную коробку – «Мэджик-бокс», в которой собрали материалы на тему «Белые медведи». Педагоги фокус-группы смогли самостоятельно узнать вес и рост белого медведя, используя специальные приспособления для исследования, узнали, какого цвета язык белого медведя, как его называют народы Севера, собрали звуковые схемы из камешков марблс по теме «Белый медведь», нарисовали северное сияние в технике «граттаж», сами сделали и озвучили музыкальный инструмент народов Севера – вывко. Таким образом, можно сделать вывод, что эта технология помогает изучить и закрепить пройденный материал.

Команда детского сада № 5 «Ладушки» из районного поселка Шилово представила мастер-класс на тему «Развитие интересов детей посредством ИКТ». Все присутствующие отправились в виртуальную экскурсию, посмотрели на памятники природы, места обитания редких зверей и особые географические точки. Прекрасным подарком всем коллегам стало знакомство с промыслом Шиловского края – лозоплетением. Педагоги объяснили, как готовится лоза, сколько времени и таланта нужно вложить, чтобы получить настоящие произведения народного искусства. Также коллеги рассказали про технологию «Путешествие по реке времени» и помогли всем совершить путешествие в прошлое лампочки; представили кейс-иллюстрации на разнообразные темы.

С ассоциативными играми знакомила команда детского сада № 147 «Мозаика». С каждым годом мы, педагоги, замечаем, что все больше детей к старшему дошкольному возрасту становятся интеллектуально не гибкими и менее творческими. Наблюдательные и неравнодушные родители жалуются на плохую память своих детей, плохую речь и невнимательность. Сначала дети в дошкольном возрасте не могут выучить простой стишок, не могут рассказать, о чем был мультфильм или прочитанная сказка, с трудом принимают и не усваивают игры с правилами средней сложности, а затем к школьным годам испытывают большие трудности в обучении. На помощь приходят ассоциативные игры. В этих играх ребенку нужно уметь находить логические цепочки между различными объектами – ассоциации. То есть к каждому предмету, объекту или явлению нужно подобрать картинку, которая каким-то образом может быть с ним связана. Но по какому признаку картинки связаны между собой – это должен определить сам ребенок.

Команда детского сада № 7 «Росток» выступила с мастер-классом «Метод моделирования как способ развития конструктивного мышления дошкольника». Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к непосредственному решению познавательных задач. Педагоги показали, как дети пробуют трансформировать цифру 7 в треугольник, как здорово выполняют движения с «фонтанчиками» опираясь на модели, показанные музыкальным руководителем, составляют модель по знакомству с буквой Б и звуками [Б] и [Б'], изображают человека, делающего зарядку.

«Развитие познавательных процессов личности дошкольника через использование игровых педагогических технологий» – тема мастер-класса команды детского сада № 140 «Росток» звучит внушительно, и за ней стоит слаженная и добротная работа педагогов, а для детей это интереснейшие опыты по смешиванию цветов, страна веселых паучков, осьминожки, твистер, сказки, квесты и т.д. Даже ментальная арифметика здесь прививается с помощью любознательного Горыныча. Ах как много путей к сердцу и разуму воспитанников открывает хорошая, добрая и познавательная игра!

Всё просто, как «АПЕЛЬСИН»! Неспроста команду из детского сада № 130 зовут именно так. Сегодня они знакомили коллег со своим взглядом на мнемотехнику. «Использование мнемотехники в разных видах деятельности дошкольника, в том числе с ОВЗ» – в этом выступлении они искали и находили новые грани прекрасной практики. Ведь мнемотехника – это развитие межполушарных связей и зрительной координации, мелкой моторики и мышления, лексико-грамматического строя речи. А использовать ее можно в любой деятельности: разучивая стихи или изучая состав числа, запоминая танец для утренника или играя на детских музыкальных инструментах.

«Волшебницы страны ФГОС» из детского сада № 138 показывали результаты использования интеллект-карт в своем учреждении. Одни используют их на этапе закрепления знаний, получая тем самым целостную картину знаний воспитанников; другие с их помощью совершенствуют умение составлять предложения; третьим карты помогают при артикуляции и характеристике звуков, т.к. в памяти ребенка остается четкая схема-алгоритм.

Но не только в работе с детьми важна систематизация. Например, в процессе подготовке к аттестации и оказания помощи молодым педагогам тоже могут помочь интеллект-карты. Структурировать, систематизировать, запоминать – вот главные плюсы этого метода!

Визуальная информация многими воспринимается легко, а значит, нужно использовать это знание в своей работе. Такие выводы сделали педагоги детского сада № 27 из команды «Калейдоскоп» и познакомили своих коллег с опытом по теме «Использование визуализации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации». Один из самых популярных и удобных методов – инфографика. Идея такой визуализации известна еще с эпохи Возрождения. Это и необходимая наглядность, и возможность быстрого запоминания в разных областях: например, алгоритмы одевания-раздевания, рассказывание по схеме и т.д. Еще одна интересная находка – скрайбинг. Это способ визуализации сложного содержимого с помощью анимации, рисунков и простых схем. Проверенным и эффективным средством остаются кластеры и карточки-схемы. Современному педагогу необходимо уметь проектировать занятия с использованием современных средств визуализации, которые не только иллюстрируют учебный материал, но и стимулируют мыслительную и познавательную деятельность воспитанников, развивают красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивают воображение, способствуют раскрытию талантов и самовыражению.

***

Многие команды организовали еще и настоящую болельщическую работу: они так горячо поддерживали своих выступающих, так слаженно действовали, что позавидовали бы и самые продвинутые чирлидеры. Были и юморные речевки, и плакаты с дружескими пожеланиями, и веселые ладошки.

Очень радостно, что конкурсанты показывают действительно интересные наработки. Чувствуется их вдохновение, видно, что они искренне любят то, что делают. Мы наблюдаем за ними и восхищаемся, какие у нас прекрасные учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели, логопеды, инструкторы, музыкальные руководители.

До встречи завтра, 23 марта 2023 года, на заключительном испытании Чемпионата – «Образовательном событии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *