БИТВА ПРОФЕССИОНАЛОВ: школы и учреждения дополнительного образования. ЧЕМПИОНАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД – 2023

Есть такая профессия – всех обучать. И не только детей, но и коллег. Именно этим занимались сегодня наши команды.

Финалисты продемонстрировали собственный подход к образовательному процессу и технологиям обучения и воспитания.

Школы продолжили соревнования в школе № 16.

С трогательного момента из фильма «Незнайка с нашего двора» началось выступление команды «БЕзПРЕДЕЛ», но с ответом на вопрос, где водятся волшебники, сомнений не было: в русской классической школе № 7!

Капитан команды принес черный цилиндр, – и начались чудеса. А в школе чудесам самое место: на уроках математики удивят фокусы, при изучении английской грамматики можно составлять предсказания и запоминать материал с увлечением. Дешифровать картинку – снова захватывающие открытия! Рассказать о средневековой Европе? Нет проблем, когда в руках учителя прямо на глазах изумленных зрителей карты превращаются в корабли, а корабли – в сундуки с сокровищами. Беспредельна учительская мечта и фантазия, а каждая школьная указка – это всегда немного и волшебная палочка!

Команда «Мы вместе!» из школы № 15 сразу сообщила, что их теме удивляться не следует, так как золотая осень – пора не только листопада, но еще и время самых знаковых событий для учителей – начала учебного года и Дня учителя. Участники фокус-группы читали лирические осенние стихотворения и пытались по звучанию и форме определить их авторов. Навеянные поэзией картины падающих листьев привели к их рассмотрению с точки зрения биологии и физики. Были выявлены причины изменения окраски осенних листьев, найдены причины «полета», проведен опыт с секундомером и расчетами. А в заключение проведена творческая мастерская, и вот в руках каждого участвующего оказался нарядный кленовый листок. Наука наукой, но красоту никто не отменял!

«Интегрированный урока как современная методика обучения» – такую тему для своего мастер-класса выбрала команда школы № 24 «Реальные педагоги». Зрители в зале дружно вспоминали фразеологизмы, в которых указаны цвета, и таких набралось немало. А как же быть с другими языками? У второго спикера уже приготовлено много английских фразеологизмов – с аналогами и без. Ведь всё понятно, когда слышишь «green with envy», но что делать, если надо перевести фразу «to be in the blues» (грустить, быть в унынии)? На помощь приходит картинка, ассоциации и сравнение с собственным психологическим состоянием.

Тему цвета продолжил учитель информатики. Он познакомил с трехканальной цветовой моделью RGB тех, кто еще не стакивался с ней. Зрители смогли увидеть, как соединяются базовые цвета и появляются новые, и поэкспериментировали с интенсивностью. Цвет – это важная составляющая нашей жизни. А проверить свое настроение гости в зале смогли, выбрав среди разноцветных сердечек то, которое им понравилось больше всего.

Команда школы № 43 «МЕДИАТОРЫ» после эффектного появления приступила к приручению кейса: педагоги говорили о своем опыте использования кейс-технологии. Фокус-группа попала на урок химии и смогла поучаствовать в необычном судебном заседании – суде над хлором. «Гражданин Хлор виновен!» – было сказано сначала. Не беспокойтесь, после голосования присяжных заседателей хлор был полностью оправдан. Он нужен всем нам, просто требует соблюдения техники безопасности.

На уроке географии коллеги изучали половозрастные пирамиды населения разных регионов России, а с учителем русского языка тренировали правила орфографии с помощью фантиков от конфет.

Ищи, выдумывай, пробуй! Эти слова стали девизом команды школы № 57 «Южный форпост». Математик задал всему залу интересную задачу на логическое мышление и предложил свой универсальный алгоритм: попробовали – нашли затруднение – представили конечный результат – решили! Учитель русского языка вспомнил смешную историю про маму первоклассника, которая посоветовала сыну повесить сушиться свою рубашку «на солнышко». Вот так интересно можно подойти к теме прямых и переносных слов. Физик обратил внимание участников на форму дырочек в куске сыра, и вот уже одни педагоги встают в круг и образуют собой «сосуд», а другие изображают «молекулы газа» внутри, а потом рассказывают о своих ощущениях. Химик провел очный эксперимент – вулкан Бёттгера. И везде мы обсуждали затруднения и искали решение. Ведь предметы разные, а способ найден универсальный!

О технологии проблемного обучения говорили педагоги Михайловской СОШ № 2 из команды «От Палыча». Они показали нам необычную сказку «Теремок», в которой пряталась целая школьная программа. И зверушки в ней были не простые, а учебные. Они помогали коллегам определять климатические зоны, сверять климатограммы, рассчитывать вес и даже учитывать потребности Медведя при помощи пирамиды Маслоу. Мастер-класс прошел зажигательно, а всем зрителям было задано домашнее задание! Что ж поделаешь – школа!

Команда Рязанского городского Дворца детского творчества «НАВИГАТОР» представила тему использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Найти им место в своей деятельности должен каждый педагог. Рисование и само по себе полезно, но есть и специальные упражнения на расслабление, создание психологического комфорта и т.д.

В жизни вокального ансамбля особое место занимает дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой, речевые тренинги, работа над певческим дыханием. У всего зала была возможность попробовать целительную силу дыхательных упражнений.

В танце важна координация движений, и здесь на помощь приходят специальные упражнения с мячиками и не только. Фокус-группа попробовала выполнить несколько движений, а потом все увидели, как мастерски проводят подобную разминку юные воспитанницы Дворца.

Бассейн – это уже здоровье, но важны не только действия в воде. Участники мастер-класса взяли фитболы и решили испытать свою ловкость и внимание, ведь необходимо было рассчитывать и силу броска, и скорость.

Каждое занятие, каждое упражнение педагогов – шаг на пути к здоровому поколению.

«Музыка нас связала» – так назывался мастер-класс команды «ШКОЛОЗАВРЫ» из школы № 75. В союзе учителей музыки, биологии, информатики, русского языка и литературы, с учетом анализа текста, ритмической организации и вопросов артикуляции, была выбрала самая лучшая, «Журавлиная песня» из кинофильма «Доживем до понедельника». Зрители в процессе поучаствовали в эксперименте с «проводящими» стаканчиками и нитью, изучили процесс рождения голоса вокалиста, а заодно исследовали свои ушные раковины. Оказывается, у музыкальных людей они часто бывают особенной округлой формы. После того, как в дело вступил звукорежиссер проекта, коллеги смогли увидеть на экране, как можно работать в специальной программе, искать нужную окраску для трека, регулировать скорость записи. Четверо смелых встали к студийному микрофону. И вот, стройный хор педагогов исполнил для нас прекрасные строки Г. Полонского. А команда показала, как интересно можно интегрировать знания из разных областей при помощи бинарных уроков.

Шиловский районный Дом детского творчества говорил о применении групповых технологий. Педагог предшкольной подготовки рассказал о своем позитивном опыте деления класса на пары и группы. А как замечательно можно играть в таком классе! «Кто лишний», «Что едят птицы?», ребусы, кроссворды – у детей не получится ни на минутку заскучать с таким учителем.

На уроках английского можно проводить заседания Академии Funny English. Это очень серьезная организация, со своими правилами поведения и любимыми играми: «Волшебный мешочек», «Пантомима», «Загадки перчаточной куклы», и многими другими. В конце года в Академии обязательно проходит награждение Дети мотивированы и рвутся учиться!

Фотостудия создает для своих воспитанников уникальные задания. Например, удивительный фотопроект ко Дню Победы: организовать фотосъемку по мотивам фильма «В бой идут одни старики». Дети становятся фотографами, ассистентами, моделями; ищут костюмы, локации… Море фантазии и искреннее желание сделать как можно лучше!

Команда «Великолепная десятка» из школы № 9/31 удивляла набором интересных приемов. Зрители поиграли в «Словарную витрину», узнали, что такое «Круги на воде» и как вообще здорово можно использовать игровые технологии. Учитель истории и обществознания показал свой опыт работы с карточками Лейтнера и мозаику из исторических пазлов. Учитель информатики стала на несколько минут королевой иллюзии: она показывала хитрые картинки – оптические иллюзии, и зрители сами убеждались, насколько сложно иногда дать правильный ответ. Учитель изобразительного искусства предлагала увлечь детей нетрадиционными методами рисования и творчества – монотипией, каракулями и т.д.

– Поговорим?

– О чем?

– О разном и о прочем…

Так поэтично начали свое выступление педагоги школы № 46 из команды «Парадокс». Они обсуждали проблему мотивации школьников. Их целью было найти те приемы, которые помогут детям захотеть учиться. Зарядка для ума «Царь в голове», нетрадиционные способы деления на группы, графические органайзеры, работа с заголовками и разные виды рефлексии – нет числа всем найденным ими замечательным педагогическим «изюминкам». В заключение команда предложила всем присутствующим выведенные ими 4 правила успешного применения приемов.

Команда школы № 69 «Редкие кадры» назвала Рязань территорией смыслов. И это действительно так. Взять хотя бы рязанские узоры с их тайным смыслом. Очень интересным стало сообщение о символике цвета и орнамента. Гости с удовольствием искали на вышитой рубахе символы здоровья, урожая, плодородия.

Зацепило всех исследование карты звездного неба, разговор о зодиакальных созвездиях и поиски своего созвездия по дате рождения.

Поразительным стала символика цвета и детали в произведениях русской классики. Учитель призвал читать произведение через символы, читать между строк. А исполнение рэпа в процессе обучения танцам Рязанского края из разных деревень стало настоящим зарядом бодрости для всех гостей.

«7 дощечек мастерства» – педагогов команды «Большая перемена» из школы № 63 объединила любовь к танграму. Он помогает уроку геометрии стать продуктивным и занимательным, незаменим при коррекционной работе, обогащает графические диктанты, развивает аналитические способности. Оказалось, что при помощи танграма можно создать макет книжной полки по заданным параметрам и рассчитать ее площадь в зависимости от места в интерьере!

Выходите за рамки обычного в работе с детьми. Так говорят педагоги «Большой перемены». Ведь всё сложное состоит из чего-то простого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *