Мартовский педагогический форум «Инновации в образовании». День третий. 1-я смена.

Третий день Форума был очень насыщенным. Началась работа управленческих, предметных площадок, и продолжилась работа воспитательного направления и направления, посвященного обновлению содержания образования.

В направлении «Эффективные управленческие практики» дистанционно прошел вебинар «Методическое сопровождение для обеспечения эффективного внедрения ФОП дошкольного образования», который провела Скоролупова О.А., вице-президент Института мобильных образовательных систем, вице-президент Ассоциации Фребель-педагогов, ведущий методист компании «Просвещение-СОЮЗ», федеральный эксперт, член рабочей группы Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, автор пособий по развитию детей дошкольного возраста, почетный работник общего образования РФ.

Обновление содержания образования было представлено на вебинаре «Актуальные вопросы обновления содержания образования в условиях обновленных ФГОС ООО и СОО» Плечовой О.Г., методиста-эксперта Центра методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО «Издательство «Просвещение», канд. хим. наук.  Ольга Гарриевна рассказала об особенностях приказа № 858 от 21.09.2022 об утверждении нового ФПУ, изменениях в содержании учебных предметов в соответствии с ФГОС-2021 и в содержании учебников.

 Эффективные воспитательные практики сегодня были представлены площадками в МАОУ «Лицей № 4».

Стажировочная площадка «Школьный урок: учим и воспитываем» прошла в две смены по восьми предметным направлениям.

В актовом зале для всех присутствующих был организован мастер-класс «Свет немеркнущий моей земли…» Климентовской З.В., учителя начальных классов, народного учителя РФ, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года – 1998». Зинаида Викторовна продемонстрировала, как через мысли больших писателей, поэтов пробуждать у обучающихся глубокое чувство родины, любовь к своей земле, поэзии, литературе, жизни, возможность широко смотреть на мир, понимать и чувствовать его; рассказала, как   создаются условия для  творчества обучающихся, их раздумий о родной земле, большой и малой родине, о самих себе.                                                                      

Далее участники площадки посетили заседания секций по предметам.

Первая смена началась работой секции начальных классов.

Волкова М.С., МБОУ «Школа № 7 «Русская классическая школа» рассказала об использовании воспитательного потенциала уроков в начальной школе на примере урока русского языка «Тип текста – описание». В качестве учебного материала педагог использовала тексты экологической направленности. Марина Сергеевна отметила, что воспитательными возможностями обладают все этапы урока, а современные методы работы помогают их успешно реализовать.

Мекаева Н.А., МБОУ «Школа № 43», представила фрагмент урока литературного чтения в 3-м классе «М. Пришвин «Моя Родина». Тему урока литературного чтения иллюстрировали слова Леонардо да Винчи: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться». Погружение в очерк Пришвина проходило в атмосфере нравственных и эстетических переживаний, творчества учителя и учащихся, поиска истины. Воспитательный потенциал урока реализовался через использование нестандартных приемов и целенаправленный отбор содержания учебного материала.

Селибова Н.И. и Кузьмина А.С., «МБОУ «Школа № 38», представили мастер-класс «Азбука профессий», в ходе которого участники познакомились с профориентационной работой для 1–4-х классов во внеурочной деятельности. Педагоги показали, как, используя один мультфильм, организовать работу в разных классах, где эффективнее использовать дидактическую игру, как быстро получить информацию с помощью QR-кода и мобильного устройства, создать модель с помощью робототехнического конструктора Lego Wedo 2.0. Включение в занятия таких методов обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, а своевременное знакомство с профессиями способствует формированию качеств и компетенций, необходимых ребенку для будущей успешной адаптации к условиям современной экономики.

Фрагмент урока по теме «Нервная система человека», проведенный учителем МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 им. И.П. Павлова» Кожиной А.А., показал, что предмет «окружающий мир» является источником формирования и воспитания здорового образа жизни обучающихся. В ходе занятия были созданы условия для формирования читательских компетенций. Участники урока работали с текстом, находили необходимую информацию для ее преобразования, в группах составили рекомендации «Правила здоровой нервной системы».

Мастер-класс «Урок в движении… к цели, творчеству, познанию» представила учитель МАОУ «Лицей № 4» Афонина Л.В. Любовь Владимировна попробовала сделать движение одной из методических составляющих урока. Реально ли руководить процессом обучения и воспитания детей и при этом разрешать им двигаться, говорить, перемещаться по классу, играть, выражать эмоции, задавать вопросы, не дожидаясь, когда дадут слово, самому определяя момент, когда уместно высказывание? На эти вопросы Любовь Владимировна ответила в ходе мастер-класса.

Секция учителей русского языка и литературы.

Орлова Е.В., МАОУ «Лицей № 4», представила мастер-класс «Мастерская духа современного подростка». Под руководством Елены Викторовны педагоги искали ответы на насущные вопросы: как помочь подростку найти путь к постижению одного из памятников мировой литературы,  источнику высочайшей нравственности и духовной культуры – Евангелию? почему важно прикоснуться  детской душе к тексту Священной книги? какое значение это имеет в постижении авторской позиции русских писателей-классиков? чем объяснить обращение к евангельским сюжетам лучших представителей отечественной литературы?

На мастер-классе «С миру по нитке: как добыть аргумент из жизненного опыта (сочинение формата ОГЭ)» Кирсанова-Мартынова Е.М., МАОУ «Лицей № 4», предложила коллегам представить себя девятиклассниками и попробовать извлечь из жизненного опыта материал для аргументов к сочинению ОГЭ по русскому языку. Собирая, согласно теме мастер-класса, «с миру по нитке», учителя русского языка и литературы, работая в группах, учились находить примеры в материалах курса «Разговоры о важном», учебниках биологии, истории и географии, а также  практиковались в написании фрагмента сочинения  9.3 ОГЭ по русскому языку.

«Читать и понимать! Учить и учиться!» – под таким девизом прошел мастер-класс Прибыловой Е.А., МБОУ «Школа № 70». Все знания о мире постигаются посредством языка. Самой крупной единицей языка и единицей речи является текст. Понимание текста – путь к его освоению, интерпретации, грамотному изложению. Как работать с текстом, какие приемы эффективнее использовать на различных этапах работы с текстом – данные вопросы стали предметом обсуждения в аудитории.

Е.Н. Суворкина, МБОУ «Школа № 65», в рамках мастер-класса «PRO ЗОЖ»  поделилась опытом формирования на уроках русского языка и литературы представлений о здоровом образе жизни. В качестве эффективного метода, который позволяет совместить процессы обучения и воспитания, Елена Николаевна предложила использовать кейс-метод, заключающийся в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, позволяющих раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Слушатели мастер-класса познакомились с моделями ситуационных задач, способами их составления, попробовали в совместной деятельности разработать задания, направленные не только на формирование предметных компетенций, но и на реализацию воспитательного компонента.

 Андреева К.А., МБОУ «Школа № 3 «Центр развития образования», провела мастер-класс по теме «Воспитание увлеченного и компетентного читателя. Дуэт семьи и школы», в ходе которого подчеркнула, что ученик никогда не будет читать, если не будет видеть родителей с книгой. Ксения Андреевна представила актуальные в современном мире способы воспитания юного читателя, обратила внимание на возможности новых технологий, которые могут использовать учителя и родители с целью формирования интереса к чтению.

Рынгач Т.Б., МБОУ «Школа № 39 «Центр физико-математического образования»,  рассказала о возможностях применения текстов современных детских писателей на уроках русского языка и литературы. Подбор художественных текстов для уроков внеклассного чтения, небольших текстов-отрывков для работы на уроках русского языка является первым этапом в ее подготовке к уроку, от него зависит, насколько эффективными окажутся применяемые методические приемы. Татьяна Борисовна продемонстрировала отрывок урока внеклассного чтения по книге Нины Дашевской «Вивальди. Времена года», на котором показала элементы групповой работы по анализу книги, а также интересный прием работы с биографическим материалом – «интервью наоборот».

 Секция учителей иностранных языков

Баранова С.О., МАОУ «Лицей № 4», продемонстрировала фрагмент урока английского языка на тему «Every little act matters”, посвященного проявлению неравнодушия и доброты. Урок предполагает дискуссию, в ходе которой развивается умение сопереживать, критическое мышление и навык спонтанной речи. Ученики самостоятельно предлагают различные варианты решений для ситуаций, с которыми каждый сталкивается в жизни, основываясь на своем жизненном опыте и духовно-нравственных ценностях. Основную идею мастер-класса хорошо иллюстрируют слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами… обогатите их образами и картинами... Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого».

О том, как выбрать способ воспитания на уроках иностранного языка, знает Кондрашов С.С.,  МБОУ «Гимназия № 5». В своем выступлении педагог  продемонстрировал и разобрал несколько всем знакомых фрагментов и моделей поведения детей на уроках иностранного языка и предложил методы воспитания, присущие этим ситуациям, после чего посоветовал коллегам выбрать наиболее эффективные.

 Урманова О.А., МБОУ «Школа № 14 с углубленным изучением английского языка»,   представила мастер-класс «Безграничность слова». Современный подросток очень остро реагирует на Слово, которое может его вдохновить, поддержать или обидеть. Задача учителя – подобрать правильное Слово, изучить его со всех сторон и применить в речи. На мастер-классе были представлены упражнения с одним словом LOVE и рассмотрены все его составляющие.

 Хламова Д.Д., МБОУ «Школа № 72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов», продемонстрировала работу в передвижных парах. В процессе перемещения по кругу участники фокус-группы по особому сигналу организовывали новые пары для диалога. Эта форма работы была направлена на развитие навыков говорения с акцентом на обучение вежливо вести беседу в меняющихся режимах и ситуациях. Было предложено несколько сценариев «говорящей карусели» для практического урока английского языка. Было отмечено, что этот прием мотивирует говорить даже самых неразговорчивых детей.

Скакунова Е.А., МБОУ «Школа № 68», показала приемы работы со сплошными и несплошными текстами. Игры в «классику» – это способ вызвать эмоции от литературных произведений у ребенка, а значит заинтересовать даже самых нечитающих детей. Было отмечено, что анализ работы с инфографикой осуществляется быстро, а выводы по прочтению рисунков, диаграмм и графиков мотивируют подробнее изучить произведение. В ходе мастер-класса были представлены варианты использования приема на уроках английского языка по программе и для внеурочной деятельности.

 Секция учителей история и обществознания.

Фрагмент урока по обществознанию «В красоту ее нужно вглядеться…» представила Воронина Л.Г., МБОУ «Лицей № 4». В своем выступлении Любовь Геннадьевна показала пять приемов, позволяющих создать на уроке особую «неформальную» атмосферу. Как совместить эмоции с разумом, большой объем материала по предмету с искренним интересом ученика, искренность и благородство воспитательных задач педагогики с учительской практикой? На эти вопросы и попыталась дать ответ в своем «уроке для учителя» Воронина Л.Г.

 Солнцева Ю.А., «Школа № 39 «Центр физико-математического образования», представила фрагмент урока для 9-го класса «Оборона Севастополя как героическая страница военной истории России». В своем выступлении Юлия Андреевна рассказала о героической обороне Севастополя в течение двух вооруженных конфликтов (Крымская война и Великая Отечественная война). Эта тема изучается в старшей школе, когда основы гражданского долга уже заложены и должны быть подкреплены яркими примерами.

 Анцупова И.В., МБОУ «Школа № 39 «Центр физико-математического образования», представила фрагмент урока для 10 класса «Сталинградская битва как начало коренного перелома в Великой Отечественной войне». В ходе урока Ирина Викторовна использовала разные методы и формы подачи материала: групповую работа, изучение первоисточника, демонстрацию видеофрагмента с последующим обсуждением, анализ табличных значений.

Кленяева И.Е., МБОУ «Школа № 75», представила мастер-класс на тему «Воспитательный потенциал уроков истории в рамках реализации рабочей программы воспитания». Среди преимуществ преподаваемого предмета были указаны реальность исторических событий, имеющих воспитательное значение, а также создаваемое исторической наукой сознание, формирующее отношение к настоящему. Ирина Евгеньевна в рамках своего мастер-класса осветила основные воспитательные приемы, применяемые ею, уделив особое внимание формату исторических дебатов, полюбившемуся всему коллективу школы № 75.

Матыкина М.И., МБОУ «Школа № 64» представила мастер-класс на тему «Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС». Наглядность является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. Наглядные образы могут быть использованы на различных этапах урока. Таким образом учитель формирует предметную компетентность, социально значимые умения и навыки, развивает способности обучающихся.

Пичугина Е.В., МБОУ «Школа № 48», представила мастер-класс «Мир таинственный, мир мой древний…», на котором познакомила участников с практическими приемами создания инфографики. На примере творчества С.А. Есенина показала, как можно использовать художественные произведения при изучении исторических событий и формировать уважение к истории родной страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *