Мартовский педагогический форум «Инновации в образовании». День третий. 2-я смена.

Секция учителей математики, физики, информатики.

Работу второй смены открыла Белякова Л.А., МБОУ «Школа № 13», мастер-классом «Как сделать воспитательным урок математики». Лариса Анатольевна привела примеры интересных моментов уроков с воспитывающим компонентом и на конкретном уроке «Решения уравнений высших степеней» обсудила с коллегами, как можно сделать этот урок насыщенным в плане воспитания.

Михайлова Т.В., МБОУ «Школа № 16», представила фрагмент внеклассного занятия по теме «Активация деятельности обучающихся по физике посредством использования ресурсов школьного музея космонавтики». Ресурсы музея позволяют развивать интерес и любовь к физике, выявлять одаренных учащихся, приобщать их к исследовательской деятельности, активизировать внеклассную работу, формировать коммуникативные компетенции, развивать самостоятельность, творчество, инициативу и позволяют в реализации инноваций в обучении и воспитании. 

Как начать урок физики, чтобы он нес воспитательный посыл, заряд? Как закончить урок физики, чтобы он был воспитывающим? Что можно использовать на уроке физики, чтобы в течение урока воспитать Человека. Именно на эти вопросы постаралась ответить на своем мастер-классе Калинина Е.А., МБОУ «Школа № 73».

 «Познание начинается с удивления» – тема мастер-класса Супряковой Т.А., МБОУ «Школа № 46». Она представила свойства воды, пищевых красителей и растительного масла в опыте антистресс и других интересных опытах, объясняющих природу веществ в обычной жизни, например проявление диффузии в кофе с молоком, чае с сахаром. Показала интересные способы обхитрить инерцию.

 Любакова М.В., МБОУ «Школа № 34», выступила с мастер-классом по теме «Приемы использования исторического материала на уроках математики как эффективный инструмент воспитывающего обучения», на котором Мария Васильевна представила биографический материал и факты из жизни выдающихся ученых-математиков как пример подвижничества в науке. Провела для коллег интерактивный блок «Живая математика» на примерах задач Перельмана, практическую работу по изготовлению логарифмической линейки и интерактивный блок «Брейн-штурм».

 Егорова А.В., МБОУ «Школа № 41», в рамках мастер-класса по теме «Разговоры о важном»: региональный компонент от презентации до дистанционного курса» рассказала, как можно, воспользовавшись стандартными офисными программами или несложными онлайн-сервисами, подготовить увлекательные электронные интерактивные интеллектуальные игры и викторины, благодаря которым занятие станет более актуальным и привлекательным, а дети получат возможность продемонстрировать свои знания и почувствуют себя активными участниками происходящего.

 О воспитании патриотизма на уроках информатики рассказала Копаница О.А., МБОУ «Школа № 13». Главными направлениями в формировании патриотизма Ольга Александровна считает формирование атмосферы уважительного отношения к истории страны и людям, олицетворяющим память о Великой Отечественной войне, уважение к государственным символам и ценностям. Важно обращать внимание на достижения государства и людей, которые добились успеха в своих профессиях. Цифровая грамотность тоже «зашита» в патриотическое воспитание. Необходимо учить детей отличать правду от фейковой информации в интернете, ведь информационный фон очень сильно влияет на представление о стране и государстве.

   Секция учителей химии и биологии.

Стуколкина Г.А., МБОУ «Школа № 3 «Центр развития образования», провела мастер-класс «Формирование личностных результатов обучения на уроке биологии: от программы к действиям». Педагог вместе с другими участниками в процессе «мозгового штурма» определила трудности, возникающие при реализации воспитательного потенциала на уроке, провела анализ личностных результатов обучения, определенных примерной рабочей программой по предмету. Учителя потренировались в выборе форм, методов и средств, с помощью которых на уроках биологии могут решаться воспитательные задачи.

 Полякова М.А., МБОУ «Школа № 73», в рамках мастер-класса «Реализация воспитательного аспекта на уроках биологии, или как научиться быть людьми» рассказала, как наполнить урок ценностным содержанием, обращая внимание школьников на ярких деятелей культуры, ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на их жизнь и деятельность. При этом не просто сообщать детям такого рода информацию, а использовать для визуализации учебного материала такой интерактивный инструмент, как таймлайн (timeline) в сочетании с групповой работой учащихся. Это позволяет задействовать максимально большое разнообразие средств коммуникации, придавая им воспитательный смысл.

 По словам Гудовой О.В., МБОУ «Школа № 41», для решения задач гражданско-патриотического воспитания в обучении биологии успешно применяют краеведческий подход. Изучение природы родного края способствует формированию знаний о флоре и фауне, природных сообществах, выдающихся соотечественниках. Краеведческий подход позволяет на примере своей местности обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды, содействует формированию чувства бережного отношения к своему краю. Благодаря краеведческому материалу у учащихся формируется тип мировоззрения, при котором малая родина воспринимается как часть государства и всего мира. Спикер представила фрагмент урока «Мещерская сторона».

 Мастер-класс по проведению интегрированного внеурочного занятия «Русское разнотравье» представили Горбунова Н.А. и Иващенко С.Н., «Школа № 51 «Центр образования». Занятие направлено на формирование эстетического воспитания и любви к Родине. Спикеры рассказали, как применить интерактивные цифровые методы и приемы при подготовке подобных занятий.

 Селезнева И.Г., МБОУ «Гимназия № 2», представила мастер-класс на тему «Учить – значит воспитывать». Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели – всестороннего развития личности учащихся. Биология как учебный предмет имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как нравственность и духовность. Инна Григорьевна поделилась технологическими приемами по формированию всех вышеперечисленных личностных качеств.

 Дегтева Е.В., МБОУ «Школа № 68», представила мастер-класс «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего». По словам спикера, потенциал химии в решении воспитательных задач велик. Кроме того, у химии довольно широкий круг направлений в области воспитания. Если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируются все необходимые компетентности, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования. Елена Викторовна на конкретных примерах показала всестороннюю реализацию воспитательного аспекта на уроках химии.

Секция учителей географии.

Сухова С.А., МБОУ «Школа № 55 с углубленным изучением отдельных учебных предметов», и Ивлянова О.Н., МБОУ «Школа № 72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов», провели мастер-классы по теме «Формирование российской гражданской идентичности».

Светлана Анатольевна в своем выступлении сосредоточилась на формировании российской гражданской идентичности на уроках географии. Она отметила, что именно география обеспечивает формирование эмоционального компонента гражданской идентичности – чувства любви к Отечеству и малой Родине. Педагог заметила, что у выпускников должно быть сформировано политическое и гражданское сознание, умение определяться в конкретных геоэкономических и социокультурных ситуациях, для этого она создает на уроках проблемные ситуации, требующие личного самоопределения.

Мастер-класс Ивляновой О.Н. был посвящен формированию российской гражданской идентичности и чувства патриотизма на внеурочных занятиях. Педагог отметила, что само содержание учебного предмета «география» способствует формированию гражданской  идентичности и чувства патриотизма. Ольга Николаевна проанализировала  концепцию развития географического образования в Российской Федерации. Далее спикер поделилась с коллегами своими методическими разработками внеурочной деятельности по данному направлению для учащихся с 5-го по 9-й класс.

Назаренко И.В., МБОУ «Школа № 75», предложила учителям географии поиграть, так как тема ее мастер-класса «Воспитательное значение игр во внеурочной деятельности и на уроках географии». Мастер-класс был посвящен обзору разнообразных игр, игровых моментов на уроках географии и во внеурочной деятельности, их важности для формирования географически грамотной личности. Учителя с большим удовольствием приняли участие во всех предложенных педагогам игровых ситуациях.

Денисова И.А., МБОУ «Школа № 16»,  обратилась к собравшимся педагогам с вопросом:  «Ну что тебе сказать про Сахалин?» Таким оригинальным образом она подвела коллег к теме своего мастер-класса «С чего начать формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии?», на котором отметила, что понятие естественно-научной грамотности пришло из международного сравнительного исследования PISA. Под руководством Ираиды Анатольевны  педагоги рассмотрели, какие блоки используются для формирования и оценки естественно-научной грамотности. Спикер рассказала об  открытом банке заданий по оценке естественно-научной грамотности (размещенном на сайте ФГНУ «ФИПИ»), познакомила слушателей с алгоритмом составления контекста задания и заметила, что короткие и доступные задания помогут интересно начать урок с проблемной задачи, погружая детей с первых минут в удивительный мир нашей планеты.

В завершение мероприятия учителям географии было предложено «собирать зерна по родному краю» – это тема мастер-класса группы учителей МБОУ «Школа № 35» Цалиной  О.А., Терешиной Т.В., Леоновой М.Н., Черногаевой О.А., Мироновой О.В. Педагоги осветили вопрос географического краеведения. Отметили, что географическое краеведение дает возможность изучения программного материала на основе принципов «от близкого к далекому», «от известного к неизвестному». Учащиеся своими глазами видят то, о чем им говорят на уроках. Кроме того, занятия географическим краеведением воспитывают уважение к родной земле. Педагоги рассказали о возможностях школьного музея в краеведческой работе: участников мастер-класса пригласили на  виртуальную экскурсию. Все педагоги смогли познакомиться с традиционным женским костюмом Рязанской области, раскрасить его шаблон, изготовить куклу в народном рязанском костюме и принять участие в исполнении песен о родном крае.

Секция учителей физической культуры, ОБЖ, технологии.

Казанкина Е.С., МБОУ «Школа № 15», поделилась специальными комплексами упражнений на сохранение и укрепление здоровья педагогического коллектива. Рассказала о способах и методах привлечения коллег к спортивно-оздоровительным мероприятиям, о значимости и актуальности воспитания культуры здоровья учителей всех специальностей, формировании здоровья школьников собственным примером. В процессе всего мастер-класса каждый педагог мог посмотреть на себя со стороны и выполнить несложные упражнения для снятия боли в шее и грудном отделе позвоночника.

 О потенциале игровых технологий как воспитательного компонента на уроках основ безопасности жизнедеятельности рассказала Киреева Н.В., МБОУ «Школа № 60/61 имени Героя Российской Федерации Д.О. Миронова», и показала фрагмент урока с использованием игровых технологий. При организации игр нужно продумывать форму организации коллективной деятельности учащихся, одной из которых является групповая работа. Наталья Викторовна вместе с коллегами подготовила актуальный репортаж, провела журналистское расследование.

 Учителя МБОУ «Школа № 53» Левочкина А.А. и Подгорная Е.П. представили фрагмент урока «Интерьер. Планировка и интерьера». На уроке происходит знакомство с понятиями «эскиз», «чертеж», «план», «планировка интерьера»; обустройством русской избы. Далее выполняется чертеж жилого пространства, при этом идет постоянное акцентирование внимания на жизни наших предков, поддержание народных традиций, переплетение их с современной жизнью. На уроке воспитывается уважение к народным традициям и обычаям, трудолюбие и эстетический вкус, аккуратность, познавательная потребность

Университетская среда. Педагогический форум РГУ имени С.А. Есенина.

В третий день Форума начали работу площадки РГУ. Мастер-класс «Формирование основ лингвистической компетенции младших школьников на уроках русского языка (анализ учебников)» для учителей начальных классов провела Алентикова С.А., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методики их преподавания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *