МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ». День третий

Молодые заместители руководителей образовательных организаций

Сегодня, 9 ноября, состоялся третий конкурсный день. Молодые заместители руководителей образовательных организаций делились с коллегами своими лучшими управленческими технологиями.

Костина Екатерина Андреевна, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад № 4», поделилась с коллегами формами и методами работы с коллективом. Одной из таких форм является интерактивно-познавательная игра «Интеллектуальное казино», основанная на принципах методической работы. При помощи жеребьевки все присутствующие поделились на счастливых участников и справедливое жюри. Тема игры – «Всем обо всем» – была посвящена нетрадиционной педагогике. На обдумывание ответа давалась 1 минута. Игроки отвечали на вопросы: что значит «ум за разум заходит»; что, по мнению многих, помогает поддерживать в детях все самое хорошее; что будет утром, если ночью был иней? Закончился мастер-класс флешмобом: все присутствующие выполняли движения под музыку. По итогам игры все участники получили сертификаты.

Чикина Татьяна Станиславовна, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад № 138», рассказала о командообразовании в коллективе детского сада. Очень важным моментом в такой работе является крепкий коллектив единомышленников. В процессе командообразования появляются лидеры, генераторы, арт-организаторы и т.д. Командообразование в организации проходит по следующим направлениям: совместному духовно-нравственному, культурному развитию коллектива в ДОУ, совместному отдыху, мероприятиям, направленным на выработку работы в команде: педагогическим советам, тренингам и т.д. Татьяна Станиславовна продемонстрировала упражнение, которое учит чувствовать, слышать и не перебивать друг друга. Заместитель заведующего наглядно доказала, что командообразование не только повышает инициативность педагогов, но и улучшает отношения внутри коллектива и создает позитивную и благоприятную атмосферу.

Открытые занятия молодых педагогов дополнительного образования

9 ноября продолжилась демонстрация открытых занятий педагогами дополнительного образования.

Ярослав Витальевич Горинский (ЦДТ «Октябрьский) обсудил с детьми план предстоящего занятия по самбо – «отработка броска через плечо с колен» – и приступил к разминке. Его четкие, понятные команды дети воспринимали и выполняли мгновенно. Сразу было видно, что ученики любят и уважают своего педагога. Бодро и с удовольствием делались кувырки во всех направлениях, бег на коленях, «колесо», «елочка», мостик около стенки. На упражнении с чучелом тренер внимательно страховал мальчишек. Он сразу же разбирал все неточные движения и технические ошибки, чувствовал индивидуальные физические особенности каждого, и в следующий раз юные спортсмены заметно старались улучшать свою технику. А разминка продолжалась: упражнения на растяжку и гибкость суставов, «мельница», «бабочка», борцовский мост. Началась отработка бросков. Педагог показывает весь алгоритм проведения захвата, а уже потом мягко, но настойчиво корректирует его исполнение у учеников. Снова проговариваются ошибки, и это правильно, ведь от точности исполнения зависит здоровье учеников. В минуту отдыха Ярослав Витальевич приносит ноутбук и показывает отрабатываемый прием в исполнении чемпиона. Для ребят это – достойный пример и образец. Теперь наступает время для усложнения упражнения: педагог добавляет к броску удержание. Движение отрабатывается до максимальной точности. Тренер терпелив и уверен в себе, мальчики сосредоточены и настроены на результат. Тренировка заканчивается подведением итогов, указанием на ошибки, которые необходимо преодолевать. Домашним заданием становится просмотр видеосъемки занятия в чате, поиск своих недоработок и их устранение на будущих занятиях. Рефлексия для учеников предложена символическая: выбор красных и синих бумажных «курточек» – самооценка работы мальчиков на занятии.

Педагог Центра «Созвездие» А.О. Темешова провела занятие по английскому языку на тему «Профессии». Она поинтересовалась настроением учеников и, узнав, что они испытывают ноябрьскую сонливость, постаралась это исправить. Для успешной работы ею был выдуман целый план. Сначала все размяли артикуляционный аппарат, повторяя за педагогом слова. Затем была работа на внимательность: нужно было сообразить и восстановить слова из перепутанных букв. Слова оказались названиями профессий. Александра Олеговна подготовила интересную презентацию, в которой рассказывала о профессиях и их ярких представителях: инженера представлял К.Э. Циолковский, ученого – И.В. Мичурин и т.д. Новые слова закрепили вслух. Теперь можно составлять диалог. Но перед трудной работой необходимо размяться. Зажигательная английская физкультминутка помогла окончательно избавиться от сонливости всем ученикам. И все стали делиться своими мыслями о будущей профессии и задавать вопросы соседу по парте. Оказалось, что кто-то хочет стать программистом и купить классный компьютер, а кто-то готов много тренироваться и стать спортсменом. Домашним заданием стало составление презентации о любимой профессии.

Открытые занятия педагогов дошкольных образовательных организаций

9 ноября свои открытые занятия представила на суд жюри вторая группа педагогов детских садов.

Капранова Кристина Николаевна, воспитатель детского сада № 157, отправилась с детьми старшей группы на остров «Cокровищ». Дети узнали, что на одном из островов пираты нашли сокровище и отдадут его им, если они выполнят задания и добудут ключ от сундука с сокровищами. Изучив карту островов, дети отправились в путь. На первом острове «Вопросов» дети ответили, сколько ушей у двух мышей, сколько углов у квадрата, треугольника, прямоугольника и круга, а также ответили еще на целый ряд вопросов и получили первую часть ключа. Следующий остров, на который прибыли дети, был остров «Цифр». Выложив цифры от 1 до 9 и обратно, и проверив друг друга, команды отправились на следующий остров. На острове «Геометрических фигур» помогли заселить фигуры в домики, но столкнулись с проблемной задачей – куда поселить синий овал. В итоге решили, что он может жить в любом из этих домиков, так как у него нет углов, как и у жителей желтого домика, в котором живут круги, и он синего цвета, как домик, в котором живут все синие квадраты. Далее дети решали непростые задачи, чтобы выяснить номера камней, по которым необходимо пройти, чтобы добраться до острова «Сокровищ». Собрав ключ из частей, дети смогли открыть сундук: в нем оказались «деньги» для игры в «Магазин». В процессе деятельности у детей совершенствовалось умение считать в прямом и обратном порядке до 9, закреплялись знания о геометрических фигурах, умение ориентироваться по карте.

На занятие к детям средней группы пришла Маша из мультфильма «Маша и медведь» – Ерошкина Виктория Максимовна, воспитатель детского сада № 137. Она познакомила детей с чайной посудой, которую дети угадывали на ощупь, открывая волшебные мешочки, а затем накрыли стол для чаепития. Далее воспитанники соединили линиями на карточках продукты и посуду, в которую их можно положить: чай в заварочный чайник, конфеты в конфетницу и т.п. Больше всего понравилось детям украшать пирожные для Медведя, они старались сделать их максимально красивыми и не похожими друг на друга.

В мещерский лес отправилась с детьми подготовительной к школе группы Теняева Виктория Андреевна, учитель-логопед детского сада № 152. Она рассказала детям о национальном парке Мещера, отметила, что это одно из красивейших мест нашего края, напомнила правила поведения в лесу и предложила тихо пройти и сесть на «пенечки», чтобы увидеть всю эту красоту. Дети сначала оказались на грибной полянке: назвали и посчитали грибы; а затем на ягодной полянке, на которой почему-то не оказалось ягод. Воспитанники предлагали разные варианты ответов, почему это произошло, и пришли к выводу, что чернику, малину, землянику и ежевику в лесу можно увидеть и собрать только летом. А затем все отправились на болото, где увидели, как растет осенняя ягода клюква, и потрогали и рассмотрели полезное ископаемое – торф. Особое внимание педагог уделила безопасности детей, объяснив, что близко к болоту подходить не надо, так как это опасное место, в котором встречаются трясины – топи, которые могут засосать и человека, и животных. Далее дети отправились знакомиться с животными Мещеры: отгадали их по видимым на карточке частям тела (хвост, мордочка) и правильно назвали все части (лисий, беличий, заячий хвост и т.п.). Виктория Андреевна добивалась полных ответов на поставленные вопросы, формировала у детей умение согласовывать имена числительные с именами существительными, навыки словообразования и словоизменения, упражняла в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Молодой воспитатель Строкова Елена Витальевна из детского сада № 108 обратила внимание детей старшей группы на звук капающей воды. Оказалось, что к ним в гости пришла Капилюля. Дети вспомнили, что такое вода, ее свойства, где ее можно увидеть. Елена Витальевна спросила у детей: «А можно ли рисовать на воде?», - на что они ответили, что нельзя. Тогда она познакомила детей с рисованием в технике «Эбру», а затем предложила самостоятельно нарисовать море, применяя эту технику. Дети работали с увлечением, было много эмоций восхищения и удивления полученными результатами. Красивые морские пейзажи, по совету Капилюли, дети решили подарить родителям.

С пожелания здоровья всем присутствующим начала свое занятие Галактионова Анастасия Геннадьевна, инструктор по физической культуре детского сада № 138. Анастасия Геннадьевна познакомила детей старшей группы со Спортиком, который очень хочет стать сильным, здоровым, красивым и просит детей помочь ему. Дети вместе с педагогом выполнили разминку, ритмическую гимнастику под музыку «Веселая зарядка», оздоровительный массаж «Неболейка», упражнения на отработку основных видов движений, поиграли в подвижную игру «Витаминки» и сделали массаж массажными мячиками. Особое внимание Анастасия Геннадьевна обратила на правильное питание: это обязательное условие, чтобы быть здоровым. Спортик, занимаясь с детьми, тоже преобразился, стал подтянутым, радостным и здоровым! Дети сделали вывод: чтобы быть здоровыми, необходимо заниматься спортом, правильно питаться, делать массаж, закаляться и быть всегда в хорошем настроении.

 

Уроки молодых учителей

9 ноября продолжились конкурсные открытые уроки в номинации «Молодые учителя». Сегодня ученики школы № 8 смогли на сорок чудесных минут стать воспитанниками совершенно новых для них учителей из рязанских школ № 5, 20, 46, 51, 60/61 и 64.

Учитель географии Екатерина Алексеевна Поликарпова (школа № 20) начала с интересного знакомства: дети отвечали на приятные вопросы про дни рождения легким постукиванием по столу. После вопроса «любите ли вы географию?» в классе как будто зашелестел настоящий дождь. Конечно, любят! Да и тема была интересная: «Реки – артерии Земли». Ученики бойко называли самые длинные реки планеты и России, самостоятельно пытались давать определения новым понятиям, догадались, чем отличаются горные и равнинные реки. Конечно, не бывает настоящих географов без знания карты, поэтому самые смелые определяли тип рек при помощи шкалы высот и глубин. После изучения схем порогов и водопадов Екатерина Алексеевна предложила поиграть в интеллектуальную географическую игру. Класс поделился на дружные команды, и дети начали азартно выбирать категорию и стоимость вопроса. Они быстро узнали и межень, и паводок, и нашли на карте объект по координатам. Победила команда «Амазонка». Она заслужила отличные оценки!

«Когда-то в средние века повсюду жили рыцари, И жизнь была их нелегка в железной амуниции…», – зазвучали на уроке истории стихотворные строки. Это приглашает детей к разговору учитель школы № 60/61 Елена Николаевна Ныркова. Вы знаете, кто такие рыцари? Где они жили? Во что одевались? А хотите узнать? Чтобы полностью погрузиться в эпоху, Елена Николаевна предложила ученикам поделиться на четыре команды и выбрать своих капитанов – «сеньоров». Все сеньоры получили от учителя свитки с заданиями: изучить снаряжение рыцарей, устройство средневекового замка и т.д. Для верности погружения учитель включила старинную музыку, и работа закипела. Дети бурно обсуждают свои задания, жестикулируют; интерес на лицах просто-таки неподдельный. «Вот смотровая башня! – Нет, тут стоят лучники!» – убедительно трясет схемой один из членов мальчишеской команды. Еще несколько минут, – и команды начинают творческий отчет. В замке посчитаны все бойницы, найдены колодцы и хозяйственные постройки. В доспехах не утерян ни единый предмет. Качества рыцарей названы безукоризненно. А потом исполняется сценка знакомства сеньора и дамы: «Миледи, я хотел Вам рассказать, что Ваши очи, словно звезды…» Прекрасные и – увы! – забытые слова звучат в классе. И пусть их исполнители стесняются гостей и самих себя, – как здорово, что они прозвучали!

Урок Ксении Анатольевны Бабкиной (гимназия № 5) начался с яркого фрагмента сказочного фильма «Золушка» на немецком языке. Учитель попросил вспомнить имя главной героини и на немецком, и на английском языках – Cinderella и Aschenputtel. Для дальнейшего разговора Ксения Анатольевна предложила ребятам столбцы со словами тоже на двух языках: это были качества, при помощи которых можно было охарактеризовать персонажей сказки: добрый, ленивый, красивый, злой и др. Ученики выбирали себе героя, описывали его на немецком языке, а учитель эмоционально, тактично и необыкновенно позитивно соглашалась с этими характеристиками и подбадривала сомневающихся. Далее ученики перешли к «Bekanntschaft» – сцене знакомства. Ксения Анатольевна вывела на экран подсказку на английском языке – вариант диалога, который мог бы произойти между Принцем и Золушкой при знакомстве. Ученикам непросто: немецкий для них – это второй язык, который они изучают в рамках внеурочной деятельности. Но Ксения Анатольевна не оставляет своих учеников без помощи: она дает ребятам вспомогательные материалы, и все справляются с задачей, а учитель по ходу корректирует произношение и помогает вспоминать нужные конструкции. Самое интересное началось, когда в классе выбрали «König» (короля) и все сказочные герои пришли к нему на бал. Они представлялись, называя только свои качества, а «король» должен был отгадать – кто же это. Английский действительно может стать помощников при изучении второго языка!

Учитель математики школы № 51 Александр Валерьевич Земенков сразу же предупредил детей: «За активную работу вы будете получать фишки, которые можно будет обменять на оценки». В рабочих материалах на столах у семиклассников было много всего интересного. Они складывали разноцветные бумажные квадраты, вспоминая при этом понятие диагонали квадрата, биссектрису угла. На задании с разными треугольниками мнения ребят разделились. «Это же замечательно, – сказал учитель, – ибо в споре рождается истина». Цель была намечена, и все вместе стали двигаться к ее достижению. Облако слов подсказало название теоремы, а Александр Валерьевич дал возможность доказать ее разными способами: при помощи дополнительных построений, механических расчетов и даже методом сложения бумаги, как в Японии. Все способы решения привели к истине: сумма углов любого треугольника равна 180 градусам. ЧТД (что и требовалось доказать). После решения задач учитель предложил детям необычную рефлексию: выбрать лист бумаги соответствующего настроению цвета, сложить из них самолетики и дружно запустить их вверх, что и было выполнено быстро и с понятной радостью.

Интересную историю рассказала четвероклассникам Инесса Александровна Лащёнова, учитель школы № 46: оказывается, К.Г. Паустовский однажды купил кусок сыра, который был завернут в старую карту. Увиденное изображение лесной местности (а это была Мещера) так понравилось ему, что он собрался в путешествие. Учитель и дети обсудили важность видения красоты природы и замечательные описания Мещерского края от Константина Георгиевича Паустовского. Сначала класс прослушал отрывок текста из произведения «Родимая сторона» в исполнении детей – победителей конкурса чтецов. Затем Инесса Александровна предложила ученикам прочитать текст самим, по очереди. Сложные слова в процессе разбирались, неточные ударения поправлялись. «Маслюки», «прель», «лиловые» – все значения были быстро разъяснены. И вот уже дети тянут руки и по памяти вспоминают эпитеты в тексте, ищут синонимы, тематические слова и т.д. Конечно, при такой вдумчивой работе с текстом уже нужна разминка для глаз. У учителя в запасе осенняя – на песню «Отговорила роща золотая». А еще интересный прием: найти среди картин И. Левитана ту, которая больше всего напоминает отрывок текста К. Паустовского. Дети не только сразу догадались, но и «добавили» на картину всё, чего в ней не хватало, но что они отлично запомнили из текста: и лиловые колокольчики, и грибы, и светлячков. «Любите свой родной край», – сказала Инесса Александровна детям напутственные слова и подарила им множество отличных оценок.

Прозвенел звонок, и в кабинет вошел… Шерлок Холмс! Нет, конечно, это была Мария Михайловна Ландышева из школы № 64, но она выглядела, как заправский сыщик и предложила детям расследовать интересное дело. На электронную почту пришло письмо следующего содержания: «Это не розЫгрыш. Мы украли небезЫзвестное правило из вашего языка…» Так необычно всем открылась тема урока – «Буквы Ы, И после приставок». Шестиклассники стали расследовать улики и в процессе совместных рассуждений нашли закономерность и вывели правило. А Мария Михайловна подсказала исключения из этого правила. Теперь нужно закрепить! И письменно – в тетрадях и на доске, и устно; и под внимательным руководством учителя, и с помощью самопроверки. Мария Михайловна постоянно ободряла детей, внимательно выслушивала их мнения, следила за ходом работы. Наконец, все листы с заданиями были заполнены, дети вспомнили поставленные в начале урока цели и выяснили, что работа выполнена на отлично. «СверхИнтересное дело» было благополучно раскрыто, а «контрИнтригу» филологическим разбойникам устроить не удалось!

На такой позитивной ноте завершился третий конкурсный день!

Завтра, 10 ноября, состоится последнее конкурсное испытание для всех номинаций – публичное выступление на актуальную тему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *