«От имени всего экипажа приветствую вас на борту нашего авиалайнера, который следует юбилейным педагогическим рейсом «1990–2020». Пристегните ремни, самолет к взлету готов!». Думаете, что вы в попали в аэропорт? Вовсе нет! В такой необычный полет сегодня отправились педагоги – участники муниципального этапа всероссийских конкурсов «Воспитатель года России», «Учитель года России» и «Сердце отдаю детям». Местом, где был дан старт конкурсным испытаниям, стала МАОУ «Школа № 47».
2020-й год для системы образования Рязани особенный. В 1990 году был дан старт педагогическому конкурсному движению. Состоялись первый региональный и Всесоюзный конкурсы «Учитель года».
Сегодня в 30-й – юбилейный – раз на сцену поднимаются учителя. В очном этапе гости церемонии открытия были рады видеть:
− Блажеву Марию Александровну, учителя физической культуры школы № 33;
− Агапкину Наталью Александровну, учителя начальных классов школы № 36;
− Родину Татьяну Геннадьевну, учителя информатики школы № 54;
− Сорокину Наталью Александровну, учителя физики школы № 59;
− Торопову Ольгу Борисовну, учителя математики школы № 64;
− Ивлянову Ольгу Николаевну, учителя географии школы № 72;
− Терешину Наталью Сергеевну, учителя физической культуры школы № 73.
В 1993 году состоялся первый городской конкурс «Воспитатель года».
Сегодня же коллеги в актовом зале школы № 47 напутствовали перед испытаниями:
− Костину Екатерину Андреевну, воспитателя детского сада № 4;
− Ходакову Наталью Владимировну, воспитателя детского сада № 43;
− Рябову Наталью Георгиевну, воспитателя детского сада № 48;
− Бондаренко Дарью Александровну, воспитателя детского сада № 73;
− Герасимову Оксану Николаевну, воспитателя детского сада № 105;
− Королеву Юлию Анатольевну, учителя-логопеда детского сада № 136;
− Балашову Анастасию Викторовну, воспитателя детского сада № 138;
− Сафронову Юлию Викторовну, воспитателя детского сада № 143;
− Калмыкову Елену Анатольевну, воспитателя детского сада № 153;
− Фирсову Светлану Михайловну, музыкального руководителя детского сада № 158.
В 1998 году стартовал Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Сегодня аплодисментами зрители встретили:
− Харькову Елену Юрьевну, классного руководителя школы № 7;
− Авдошкину Ирину Юрьевну, классного руководителя школы № 11;
− Цареву Анастасию Сергеевну, классного руководителя школы № 11;
− Серпионову Ольгу Сергеевну, классного руководителя школы № 30;
− Баклагину Светлану Константиновну, классного руководителя школы № 40;
− Полякову Елену Владимировну, классного руководителя школы № 50;
− Петрова Константина Юрьевича, педагога дополнительного образования центра развития творчества детей и юношества «Созвездие»;
− Астахова Владимира Анатольевича, педагога дополнительного образования детско-юношеского центра «Звезда»;
− Медведеву Ольгу Николаевну, педагога дополнительного образования детского сада № 135;
− Зотову Марию Александровну, педагога дополнительного образования школы № 13;
− Киселеву Наталью Леонидовну, педагога дополнительного образования школы № 44;
− Грибова Сергея Александровича, педагога дополнительного образования школы № 69;
− Портнову Елену Александровна, педагога-психолога школы № 33.
Всем конкурсантам стюардессы вручили памятные знаки юбилейного полета.
Со словами поддержки и ободрения, адресованными участникам, выступили Дмитрий Анатольевич Донсков, начальник управления образования и молодежной политики администрации города Рязани, председатель жюри, и Екатерина Алексеевна Филиппова, учитель французского языка школы № 34, Народный учитель РФ, Почетный гражданин города Рязани.
Яркими творческими номерами в тематике полета порадовали гостей и участников конкурса работники и ученики школы № 47. Первый день – это не только торжественное открытие муниципального этапа. Для конкурсантов он стал и первым испытанием. Воспитатели начали соревнование мастер-классами.
Ходакова Н.В., воспитатель детского сада № 43, познакомила с системой работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Наталья Владимировна вместе с детьми исследует мир водоемов Рязанского края.
Бондаренко Дарья Александровна, воспитатель детского сада № 73, познакомила коллег с несколькими техниками нетрадиционного рисования: граттажем, монотипией, пуантилизмом и другими. Убедительно доказала, что с детьми необходимо использовать эти техники, чтобы не убить в них радость творчества.
Герасимова О.Н., воспитатель детского сада № 105, представила алгоритм работы с детьми в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Оксана Николаевна показала несколько опытов по получению радуги в помещении: с помощью наклонного зеркала, воды и фонарика, CD, крашеной мелками и гуашью соли. Рассказала, как экспериментирование связано с другими направлениями работы педагога.
Фирсова Светлана Михайловна, музыкальный руководитель детского сада № 158, погрузила присутствующих в мир музыки и сказки. Даже непослушный царский сын, обучившись игре на свирели, стал надежной опорой отца! Педагоги познакомились с принципом игры на инструменте, попробовали сыграть несложный музыкальный отрывок. Игра на свирели способствует развитию правильного дыхания, артикуляции, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении.
Рябова Наталья Георгиевна, воспитатель детского сада № 48, познакомила педагогов и членов жюри с техникой эбру, которую она использует в изобразительной деятельности дошкольников. Эта техника способствует снятию детских страхов, напряжения, улучшению эмоционального состояния, развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности, зрительно-двигательной координации. Педагоги попробовали создать замечательные картины на воде. Все присутствующие на мастер-классе получили положительный заряд эмоций на весь день.
Костина Е.А., воспитатель детского сада № 4, провела с присутствующими познавательно-интеллектуальную игру «Поле чудес в стране Экологии». Педагоги задумались, а можно ли запускать в небо воздушные шары? Чем лягушка отличается от жабы? Проект «Развитие экологической культуры и любви к природе родного края с использованием современных, активных форм обучения детей дошкольного возраста», который совместно с родителями реализует Екатерина Андреевна, дает ответы на все эти вопросы. Завершился мастер-класс исполнением авторского стихотворения о необходимости беречь природу для будущих поколений, прививать заботливое отношение к природе.
Калмыкова Елена Анатольевна, воспитатель детского сада № 153, представила дидактическое пособие «Чудесное окошко», показала варианты его использования, возможность усложнения заданий в зависимости от возраста детей.
Королева Юлия Анатольевна, учитель-логопед детского сада № 136, рассказала, как использует элементы куклотерапии на примере лексической темы «Обитатели жарких стран».
Свой мастер-класс Сафронова Ю.В., воспитатель детского сада № 143, посвятила тем, кто открывает для себя математику, тем, кто учит математике, тем, кто любит математику, и тем, кто еще не знает, что можно любить математику. По ее мнению, формула успеха такова: поиск+радость+интерес+знания=математика. Целью ее педагогической системы «Математика вокруг нас» является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через погружение в мир математики. Педагоги познакомились с математическими кейсами, которые использует Юлия Викторовна, придумали сами и создали самостоятельно математические игры, научились показывать с помощью пальцев рук числа от 0 до 99, используя элементы ментальной арифметики.
Учителя показали силы в учебных занятиях.
На уроке информатики Т.Г. Родиной ученики представили себя в роли журналистов и создали школьную газету. Семиклассники поделились на пары и заполняли разные рубрики – о здоровом образе жизни, великих страницах Победы, достижениях класса и т. д. Интересной стала физкультминутка «Печатная машинка», во время проведения которой дети не только размялись, но и поработали как одна команда.
Ученики 9 класса на уроке географии О.Н. Ивляновой получили ответственное задание от рязанских железнодорожников: они определяли назначение потерянного и перепутанного на станции груза. На школьных столах ребят ждали семеновские матрешки, жостовские подносы, гжельская посуда, павловопосадские платки, а еще изделия современной промышленности. Ученики вспомнили названия всех народных промыслов и отметили места их возникновения на карте. И снова неожиданной и эффективной находкой учителя стала физкультминутка – с одновременной фронтальной проверкой новых знаний. Далее ученики разделились на группы, получили названия разных российских регионов, изучали развитие в них различных отраслей промышленности и защищали свои выводы у доски. Девятиклассники работали активно, давали исчерпывающие ответы на интересные вопросы учителя. Урок, начавшийся с демонстрации предметов народных промыслов, закончился взрослым и серьезным обсуждением особенностей местоположения разных видов промышленности страны. Учитель не забыла и про Рязанскую область, подняв вопросы важности исторического прошлого. Дети узнавали и любовались изделиями из шиловской лозы, прекрасным кадомским венизом и скопинской керамикой.
На уроке Н.А. Агапкиной учениками 4 класса было вложено много труда в решение математических примеров и задач. Сначала при помощи правильных устных вычислений дети смогли открыть на доске дату начала Великой Отечественной войны, а затем решали задачи, ответами к которым стали знаменательные цифры военной статистики: например, сколько дней длилась война? Необычно звучали условия задач про выпуск военных истребителей Як, норму хлеба жителей блокадного Ленинграда. Учитель принес на урок и показал детям те самые 125 грамм хлеба, которые получали неработающие жители города. Ничтожный кусочек вызвал вздох удивления и сожаления в классе. Наталья Александровна коснулась истории городов-героев: наряду с цифрами звучали факты истории, были показаны цветные иллюстрации. Рефлексией интересного урока стал «салют Победы» из разноцветных карточек.
Урок физической культуры М.А. Блажевой начался с просмотра фрагмента мультфильма про лыжников «Снежные дорожки». Для учеников была проведена специальная разминка, комплекс общеразвивающих упражнений лыжника. Учитель обсудил с детьми технику безопасности при ходьбе на лыжах, правила командного поведения. Затем Мария Александровна объяснила технику одновременных ходов и провела эстафету. В конце урока прошла рефлексия, дети проанализировали, что у них получилось хорошо, а над чем еще надо поработать. Учитель подчеркнул важность имитационных упражнений и необходимость знания техники лыжных ходов.
Участники конкурса «Сердце отдаю детям» начали соревнование испытанием с интригующим названием «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу». Педагоги дополнительного образования, классные руководители и педагоги-специалисты как всегда творчески подошли к конкурсному испытанию. Педагог дополнительного образования школы № 69 Сергей Александрович Грибов поделился системой работы укрепления здоровья и развития творческих способностей школьников средствами танца в ритме рэпа. А его коллега Константин Юрьевич Петров, педагог дополнительного образования центра «Созвездие», заинтересовал коллег и членов жюри новым взглядом на хип-хоп и открыл к нем потенциал образовательного ресурса. Зотова Мария Александровна, педагог дополнительного образования школы № 13, рассказала об авторской программе по спортивным бальным танцам. Четко, по-военному, представил программу патриотического воспитания педагог дополнительного образования центра «Звезда» Владимир Анатольевич Астахов. Киселева Наталья Леонидовна, педагог дополнительного образования школы № 44, предложила вниманию жюри способы развития лидерских качеств в системе дополнительного образования по программе «Лидер РДШ». О развитии классного коллектива рассказала классный руководитель школы № 50 Полякова Елена Владимировна. Проблемой опасного погружения школьников в виртуальный мир и способами ее решения поделилась классный руководитель школы № 7 Елена Юрьевна Харькова.
Педагоги поднимали в своих выступлениях самые актуальные темы: технологии создания благоприятного климата для комфортного пребывания ребенка в школе (Царева Анастасия Сергеевна, классный руководитель школы № 11), положительный опыт изучения истории отечества и малой родины, интеллектуальное и духовно-нравственное воспитание в рамках патриотической направленности (Авдошкина Ирина Юрьевна, классный руководитель школы № 11), серьезную работу над программой воспитания младших школьников патриотической направленности «Наследники земли русской» (Баклагина Светлана Константиновна, классный руководитель школы № 40), особенности системы дополнительного образования в дошкольной организации (Ольга Николаевна Медведева, педагог дополнительного образования детского сада № 135), программа патриотического воспитания в школе и личный опыт работы классного руководителя кадетского класса (Елена Александровна Портнова, педагог-психолог школы № 33), трудности социализации двуязычных детей с ОВЗ на примере детей из цыганских семей (Серпионова Ольга Сергеевна, классный руководитель школы № 30).
Первый день – полет нормальный! Встретимся завтра на новой высоте.